Гвардейский ракетный крейсер «Москва» – флагман Черноморского флота
Российский гвардейский ракетный крейсер (ГРКР) «Москва» получил прозвище «убийца авианосцев». На сегодняшний день данный корабль является флагманом Черноморского флота России и наиболее мощным его боевым кораблем. Портом приписки крейсера является Севастополь. Корабль был построен на 61-м судостроительном заводе в Николаеве и первоначально получил название «Слава». Крейсер являлся головным кораблем проекта 1164 «Атлант». После списания из состава флота противолодочного крейсера «Москва» проекта 1123, крейсер унаследовал его имя. Основным предназначением ракетного крейсера является уничтожение крупных вражеских кораблей (к примеру, авианосцев), а также прикрытие и оказание огневой поддержки десанта или группы кораблей, осуществление противоздушной обороны. Крейсер был спущен на воду в 1982 году, введен в эксплуатацию в 1983 году.
Данный корабль неоднократно нес службу в Средиземном море, совершал визиты в порты различных государств. В декабре 1989 года корабль осуществил, возможно, самую важную миссию в своей истории – он обеспечивал безопасность отечественной стороны на встрече президента СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем, которая проходила на острове Мальта. В 1990 году корабль вернули на Николаевский завод для проведения модернизации, здесь он простоял 8,5 лет, после чего 13 мая 1998 года получил флаг и гвардейское звание от выводимого из состава Черноморского флота гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ».
В 2003 году, гвардейский ракетный крейсер принимал участие в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ФМС Индии под название «Индра». В сентябре 2004 года он участвовал в учениях под названием «ИОНИЕКС – 2004» совместно с ВМС Италии. В начале 2008 года нес боевое дежурство в Средиземноморье совместно с кораблями Северного флота – авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и его корабельной группой. С 9 по 12 августа 2008 года крейсер принимал участие в вооруженном конфликте с Грузией, находясь в водах Абхазии. В начале 2009 года принимал участие в мероприятиях, которые были приурочены к столетию разрушительного землетрясения на Сицилии.
Корабли с именем столицы государства на борту всегда находятся в центре внимания. Не стал исключением и гвардейский ракетный крейсер «Москва». С одной стороны данный корабль всегда был местом паломничества высокопоставленных лиц СССР, России и других государств, с другой стороны в начале 90-х годов корабль чуть было не отправился на металлолом, поднимался вопрос о его списании и продаже на металл. Только в ремонте в Николаеве крейсер простоял без малого 8,5 лет, но все таки покинул заводские стенки и вернулся в родной Севастополь.
В 1995 году вопрос о присвоении ракетному крейсеру имени «Москва» взамен «Славы» вызывал немало споров. В СМИ тогда звучало немало обвинений в адрес данной инициативы, которая была предложена тогдашним московским мэром Юрием Лужковым. Многие считали это политическим пиаром и называли отсутствием должной скромности и меры. Тогда же поднимался вопрос о том, для чего вообще необходимо держать на Черном море ракетный крейсер, который называли «убийцей авианосцев». Только август 2008 продемонстрировал, насколько важен может оказаться такой корабль. Сразу же после конфликта в Южной Осетии в Черное море зашли боевые корабли блока НАТО. В свою очередь российская сторона достаточно спокойно отнеслась к демонстрации «мирных» намерений Северо-Атлантического альянса, так как одного ракетного залпа «Москвы» хватило бы для того, чтобы прекратить существование всего натовского отряда боевых кораблей.
История создания корабля
Проектирование нового ракетного крейсера проекта 1164 под шифром «Аврора» началось в середине 1970-х годов. Главным конструктором крейсера первоначально был А. Перьков, а затем В. Мутихин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2-го ранга А. Блинов. Наряду со ставшей к тому времени традиционной ударной задачей на корабль было возложено обеспечение зональной или коллективной противовоздушной обороны. Знаменитый ЗРК С-300 в корабельном варианте с литерой «Ф» позволял и позволяет до сих пор выполнять поставленные задачи по защите корабля и соединений флота от воздушного нападения с достаточно высокой эффективностью.
По энергетической и кораблестроительной части за основу проекта были взяты технические решения, которые использовались на кораблях проекта 1134Б с некоторой их переработкой. В настоящее время из 7 построенных кораблей проекта 1134Б, называемых также на флоте «букарями» в строю остался лишь один – большой противолодочный корабль «Керчь», входящий в состав Черноморского флота России.
Новые корабли проекта 1164 получили главную газотурбинную установку, которая на каждом из валов имела один маршевый двигатель и 2 форсажных. Тепло отработанных газов отбиралось специальным теплоутилизационным контуром (ТУК), пар из которого подавался на вспомогательные паровые турбины. Экономичность всей двигательной установки при условии соблюдения 18-узлового хода выросла практически на 12%. Газотурбинная энергетическая установка ракетного крейсера обеспечивает ему максимальную скорость в 32 узла.
По требованию главного наблюдающего от флота минимальная толщина стальных листов для многих корпусных конструкций была принята в 8-мм, что было больше, чем требовалось по нормам или расчетам. Такое решение было принято с целью повышения долговечности корпуса судна. Новая энергетическая установка и новый комплект вооружения привели к тому, что водоизмещение ракетного крейсера на 28% превысило водоизмещение кораблей проекта 1134Б.
Находящиеся на корабле ПКР и система управления позволяют вести залповую стрельбу всеми шестнадцатью ракетами. Выдача целеуказания для ведения стрельбы на столь большую дальность (более 500 км) осуществляется при помощи аппаратуры приема информации со спутников, самолетов Ту-95РЦ или собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания.
Зенитное вооружение ракетного крейсера «Москва» представлено 2-мя ЗРК: коллективной (зональной) обороны – многоканальным комплексом С-300Ф и самообороны корабля –«Оса-М». Восемь ПУ первого ЗРК представлены вращающимися барабанами револьверного типа на 8 ракет. Они размещены под верхней палубой в кормовой части крейсера. Для управления зенитными ракетами в процессе полета в состав комплекса включена стрельбовая многоканальная РЛС со сферической антенной типа «фазированная решетка». ЗРК самообороны крейсера «Оса-М» с дальностью эффективной стрельбы в 10 км. включает в себя две наводящихся в обеих плоскостях ПУ и собственную систему управления. Боекомплект комплексов – 48 ракет.
Зенитное вооружение ракетного крейсера «Москва» дополнено универсальной (способна вести огонь по морским и береговым целям) двухорудийной 130-мм автоматической артиллерийской установкой АК-130, оснащенной радиолокационной системой управления «Лев». Также на корабле имеется 3 батареи 30-мм шестиствольных автоматов АК-630М (по 2-е установки с системой управления «Вымпел» в каждой). Контроль за общей воздушной обстановкой, а также выдача целеуказания зенитному вооружению возложена на радиолокационный комплекс «Флаг» с 2-мя РЛС «Фрегат» и «Восход», антенные посты которых расположены на фок- и грот-мачтах крейсера.
Несмотря на свою ударную специализацию, ракетный крейсер «Москва» обладает и неплохим противолодочным вооружением: гидроакустическим комплексом «Платина» с буксируемой и бульбовой антеннами, а также 2-мя пятитрубными 533-мм торпедными аппаратами. Также на крейсере имеются 2-е ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, которые предназначены для защиты корабля от торпедных атак.
Всего по проекту 1164 было заложено 4 крейсера, из них было достроено и вступило в строй 3 судна – по одному из них несут службу на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах России. В целом можно признать, что ракетные крейсера проекта 1164 были достаточно удачной альтернативой чрезмерно дорогим тяжелым ракетным крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, ракетные крейсера проекта 1164 обладали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным вооружением.
При этом приоритет при их создании был отдан не оборонительным, а наступательным вооружениям. Корабли обладают уменьшенным запасом ракет к ЗРК С-300Ф – 64 против 96 на «Орланах», также слабым местом является ПВО самообороны, которая состоит лишь из 2-х устаревших ЗРК «Оса-М». На крейсерах проекта 1144 имеется по 16 ПУ «Кинжал». В целом корабли проекта 1164 отвечали «поздней» доктрине советского флота – применение ударных надводных ракетоносцев под прикрытием палубной авиации.
К наиболее крупным недостаткам крейсера можно отнести наличие лишь одной многоканальной РЛС подсветки целей для комплекса ПВО С-300Ф (РЛС «Волна»). Помимо того, что в случае выхода из строя она оставляет корабль без адекватной защиты, она также не позволяет крейсеру отражать атаку более чем с одного направления одновременно. Для сравнения, сопоставимые по размерам американские крейсеры класса «Тикондерога» обладают 4 независимыми РЛС подсветки целей, что позволяет им отражать одновременные атаки более чем с одного направления. Наличие лишь одной РЛС наведения значительно снижает возможности кораблей проекта 1164 к борьбе с современными противокорабельными ракетами, обладающими возможностью многосекторной атаки.
Основные тактико-технические характеристики и параметры ракетного крейсера «Москва»
Водоизмещение крейсера – 11 500 тонн, длина – 186 метров, ширина – 21 метр, высота – 42,5 метра. Осадка корабля составляет 8,5 метров. Максимальная скорость хода – 32 узла, экономичная скорость хода – 16 узлов. Корабль оснащается четырьмя газотурбинными установками 4х22500 л.с. и двумя винтами. Максимальная дальность плавания при скорости в 16 узлов составляет 6 000 миль (около 12 000 км). Автономность плавания составляет 30 суток. Численность экипажа – 510 человек. Также на корабле размещается один многоцелевой вертолет Ка-27.
Крейсер “Москва” — убийца авианосцев
В конце апреля 1972 года Комиссией при Совете Министров СССР было принято решение о разработке проекта 1164 (шифр “Атлант”). Изначально предполагалось построить 10 кораблей серии Атлант, но было заложено 4, а введено в строй всего 3, включая и головное судно проекта 1164 крейсер “Москва”.
Сегодня этот флагман — единственный корабль 1 ранга в составе Черноморского флота, к сожалению.
История создания
По итогам вьетнамской войны стала очевидна роль морской авиации в современных военных конфликтах. Авианосцы ВМС США и НАТО были способны блокировать побережье вместе с тем наносить удары по объектам, находящимся глубоко на территории противника.
Так как ВМФ Советского Союза не мог противопоставить авианосцам США абсолютно ничего, выходило что морские границы СССР были не защищены и противник мог свести к нулю все судоходство включая внутренние моря. Это стало основным мотивом для работы над проектом 1164.
К слову, в конце 40-х годов уже была попытка ответа на американские суда типа “Де Мойн”, а именно проект 66. Однако он оказался откровенно неудачным, в отличие от ракетного крейсера Москва.
Недаром на западе ракетные корабли типа Атлант прозвали “убийцы авианосцев”.
В октябре 1972 Северному ПКБ было выдано тактико-техническое задание на предварительный план 1164 шифр Атлант. Главным конструктором по данному проекту назначили директора Северного ПКБ Перькова А.К, а позже, его сменил Мутихин В.И. Основным наблюдающим от Военно Морского Флота утвердили капитана 2 ранга Блинова А.Н.
21 августа 1974 года техническая часть проект была окончательно утверждена.
Закладка головного корабля Слава, позже переименованного в Москву, состоялась 4 октября 1976 года.
Конструкция
На крейсерах типа Атлант ставка делалась на газотурбинные двигательные установки. Во-первых, их стоимость была ниже по сравнению с двигателями на ядерном топливе. А во-вторых, таким образом удалось уменьшить технические размеры и водоизмещение.
Кроме того, уложиться в расчетные параметры водоизмещения позволило применение легких сплавов в конструкции ракетного вертолетоносца. Ракетные флагманы серии Атлант должны были стать полноценными океанскими кораблями с мощным ракетным вооружением.
По своей конструкции противолодочный крейсер Москва представляет собой двухмачтовое судно, которое имеет развитую трех островную надстройку.
Благодаря наклонному форштевню и шпангоутам с большим развалом, удалось улучшить мореходные качества судна.
Большая часть корпуса изготовлена из корабельной стали, внутренние переборки и выгородки выполнены из прочных сплавов алюминия. Таким же образом сконструированы палубные надстройки, которые были дополнительно усилены стальными листами в местах пуска боевых ракет. Из тех же алюминиевых сплавов был сделан такелаж.
А благодаря двойному дну под цистернами с топливом, распределение погребов боеприпасов по разным частям корабля и продуманная противопожарная система была повышена живучесть Москвы. Даже при затоплении трех смежных отсеков, судно могло оставаться на плаву без потери боеспособности.
Вооружение “убийцы авианосцев”
Сегодня вооружение ракетного крейсера Москва состоит:
Не так давно было принято решение о модернизации флагмана Черноморского Флота крейсера Москва.
Планируется заменить Вулкан на современные ПКР Оникс и сверхточные Калибры. Возможно, будут заменены зенитные системы С-300Ф и Оса-М.
Технические характеристики Москвы и зарубежного аналога
Для сравнения характеристик нашего крейсера Москва и зарубежного аналога более всего подходит американский Тикондерога, так как представители этого типа обладают схожим вооружением с нашим судном. Кроме того, проектирование этих кораблей осуществлялось практически одновременно по разные стороны океана.
Технические характеристики | Российский противолодочный крейсер Москва | Американский крейсер типа Тикондерога |
---|---|---|
Водоизмещение, тонн | 11380 | 9600 |
Размер, м | 186 длина, 20,8 ширина | 172,8 длина, 16,8 ширина |
Энергетическая установка | газотурбинная установка: 4 по 22,5 тыс. л.с. и 2 по 10 тыс. л.с. | 4 газотурбинные установки, работающие на два вала мощностью 80 тыс.л.с. |
Скорость хода, узлов | 34 | 30 |
Дальность плавания, миль | 6000 (при скорости 15 узлов) и 2500 при 30 узлах | 6000 |
Экипаж, человек | 510 | 360 |
Исходя из таблицы, тактико-технические характеристики российского крейсера Москва выигрывают перед американским аналогом.
Но вооружение ВМФ США имеет более 20 единиц такого типа кораблей, в то время как российский флот обслуживает всего три судна типа Атлант.
История службы флагмана Черноморского флота
Корабль был спущен на воду в 1982 году, а спустя год его ввели в эксплуатацию. Он неоднократно нес службу в Средиземном море и посещал порты различных государств.
Интересные факты о Москве
Влияние на политические процессы и перспективы
В 2018 году флагман черноморского флота должен покинуть порт Севастополя и прибыть на север. Здесь на судоремонтном заводе «Звездочка» будет проведена его модернизация и ремонт. Ранее на заводе был отремонтирован близнец Москвы «Маршал Устинов«, в ходе чего были обновлены большая часть электронных систем и радиотехнический комплекс.
Дальнейшая судьба крейсера Москва пока не ясна, так как в СМИ есть информация о том, что после ремонтных работ Москва может остаться в составе Северного или Тихоокеанского флота. Стоит отметить, что в 2016 году флагман принял участие в сирийской операции, где проявил себя с лучшей стороны.
Сегодня одной из важных задач геополитики России является завоевание и укрепление влияния на Средиземноморье, которое является важным тактическим плацдармом.
Конечно, противоракетный крейсер Москва имеет недостатки, а именно наличие всего одной многоканальной РЛС подсветки целей комплекса ПВО С-300Ф. И после вывода его из строя корабль остается без адекватной защиты.
В перспективе, после модернизации черноморского Атланта и улучшения его вооружения и технических характеристик, крейсер если не будет превосходить зарубежные аналоги, то точно не будет уступать. Как итог, это поможет России увеличить свое влияние в средиземноморье, вытеснив флот США.
.
Видео
Крейсер «Москва»: из воды поднималась огромная стена с номером 121…
В целях укрепления дружественных и поддержки шефских связей делегация АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» побывала в Севастополе на гвардейском ордена Нахимова ракетном крейсере «Москва».
История шефских связей с флагманом Черноморского флота, тогда он именовался «Слава», началась в 1979 году. Возобновлена спустя ровно 40 лет, в 2019-ом, подписанием нового договора об установлении шефских связей между АПЗ и ГРКР «Москва». Тогда руководство завода побывало на Дне ВМФ в Севастополе. А делегация моряков с «Москвы» с ответным визитом посетила День города в Арзамасе и Музей истории АПЗ. А уже в осенний призыв согласно договору на подшефный крейсер отправились служить шесть арзамасцев.
Фото Александра Барыкина; На фото: ракетный крейсер
В этот раз на корабле побывали начальник отдела внешних связей и массовых коммуникаций Оксана Скопцова, директор музея Лилия Сорокина и заместитель руководителя службы протокола Денис Васильев, который проходил срочную службу на крейсере и знает его как свои пять пальцев. Запечатлеть исторический момент предстояло фотографу Александру Барыкину и видеооператору Александру Назарову.
На крейсер, только вернувшийся с учений, нас доставил командирский катер. Поднимаемся по трапу. Размеры «Москвы» впечатляют: 186 метров в длину и почти 43 в высоту. Как 16-ти этажный дом с несколькими сотнями «жильцов»! Пока матросы на палубе драили медные части, «чтоб огнем горело», мы с восхищением осматривали крейсер.
Вертолетная площадка! Музей истории! Центральный пост! Кресло командира! Офицерская кают-компания, где на стареньком пианино когда-то играла Александра Пахмутова, а за столом, накрытым зеленым сукном, сидела Элина Быстрицкая! Эмоции переполняют!
– В июле 1979 года я прибыл в город Николаев, меня назначили командиром гвардейского большого противолодочного корабля «Сообразительный». Корабль принял и нам дали команду готовиться обеспечивать спуск крейсера «Слава» на воду, который состоялся 27 июля в день ВМФ. Мы видели, как крейсер начал постепенно со стапелей сходить и погружаться в воды реки Ингул. Мне посчастливилось видеть своими глазами, как он родился. Конечно, я и не думал, что позже судьба сведет меня с этим крейсером на долгие годы, – рассказал Виктор Алексеевич.
Первый спуск корабля на воду во все времена был особой традицией – принято о форштевень разбивать бутылку крепкого напитка (в случае с крейсером «Слава» это было советское шампанское). Разбить стеклянный сосуд непременно должна женщина. Нет, женщина к беде – на корабле, а возле – она «крестная мать». Кораблю, как и человеку, жизнь дает женщина… Жизнь «Славе» дала Нина Петровна Савельева. В музее корабля хранится фото «крестной мамы» и горлышко от той самой бутылки…
– 27 июля 1979 года в 18:03 завод окончил работу, рабочие буквально «облепили» все здание. Ещё бы, ведь это было событие – рождение нового класса кораблей. К тому же строился крейсер в закрытом эллинге, говорили, что идет модернизация старого артиллерийского корабля. Но когда он вышел на ходовые швартовые испытания, конечно, все ахнули: Советский Союз в кратчайший срок сумел построить новый океанский крейсер, – рассказывает замкомандира 30 дивизии надводных кораблей (ДНК) по военно-политической работе капитан II ранга Алексей Бугорский.
Поднимаемся на палубу и знакомимся с боевым арсеналом «Москвы»: пусковые установки ракетного комплекса «Вулкан», ЗРК С-300Ф «Форт», ракетные средства ПВО, артиллерия, торпеды, глубинные бомбометы. Крейсер не зря называют «убийцей авианосцев».
– Корабль предназначен для нанесения ракетных ударов по авианесущим группам, нарушения морских коммуникаций противника. А по размерам, напоминает уж если не город, то завод наверняка, – продолжает Алексей Бугорский, но, когда узнает, что численность АПЗ – 6000 человек, с улыбкой уточняет – маленький, конечно, заводик, по сравнению с вашим.
Заместитель руководителя службы протокола АПЗ Денис Васильев и начальник отдела внешних связей и массовых коммуникаций Оксана Скопцова передают подарки и памятные адреса командиру 30-й дивизии надводных кораблей (ДНК) Черноморского флота капитану I ранга Сергею Троневу и заместителю командира 30 ДНК по военно-политической работе капитану II ранга Алексею Бугорскому.
У крейсера непростая судьба. Нам рассказывают, как ещё два года после развала Советского Союза, корабли ЧФ, словно призраки, ходили под флагом несуществующей страны, как корабль чуть не ушел на металлолом, как в 1995 году был переименован в ракетный крейсер «Москва» и в 1999-м, наконец, вернулся в Севастополь… В 2016-м ему был вручен орден Нахимова.
С пустыми руками в гости ходить не принято. На встрече с руководством 30 ДНК Черноморского флота передаем морякам подарки, а также памятные адреса, предназначенные для вручения гвардейцам, именинникам, гостям крейсера, для увольняющихся в запас. С собой увозим благодарственные письма генеральному директору АПЗ Андрею Капустину «За всецелую поддержку доброй традиции дружбы и сотрудничества», председателю городской Думы г. Нижнего Новгорода, председателю Совета директоров АО «АПЗ» Олегу Лавричеву «За возобновление шефских связей между флагманом Черноморского флота и АПЗ».
Миссия выполнена, пора домой. Перед уходом берем обещание с моряков приехать на АПЗ. Получив утвердительный ответ, с чувством выполненного долга, отправляемся в аэропорт. Дружить будем!
Госдепартамент США объявил россиян «бездомной национальностью»
Минприроды океан не нужен?
В Санкт-Петербурге и Кронштадте состоялся пятый Главный Военно-Морской Парад
Политолог Марков: Россия может ввести свои войска на Украину, если Киев получит ПДЧ в НАТО
Делегация Польши покинула зал во время выступления Матвиенко
Минздрав РФ разрешил вакцинацию от коронавируса «Спутником V» кормящим мамам
Награда – заслуга АПЗ
Военный эксперт рассказал об особенностях крейсера «Москва»
Бастрыкин не дал спустить на тормозах дело севастопольских хулиганов
Avia.pro: российские бомбардировщики уничтожили крупную группу боевиков недалеко от военных баз Турции в Сирии
С гордостью за производство
Ракетный крейсер «Москва» выполнил стрельбу комплексом «Базальт» в Чёрном море
Крейсер «Москва»: из воды поднималась огромная стена с номером 121…
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Ракетный крейсер «Москва» принял участие в учениях кораблей Черноморского флота РФ
Корабли Черноморского флота РФ провели совместные учения с соединением ВВС и ПВО Южного военного округа. По легенде учений, ракетный крейсер «Москва», фрегат «Адмирал Григорович», сторожевой корабль «Ладный», ракетные катера «Ивановец» и «Р-60» выполняют задачи по защите судоходства и охране объектов морской экономической деятельности России в Чёрном море.
В Арктике не должно быть медвежьих углов с брошенными людьми
Эрдоган ведет сложную игру с американским авиапромом
Сенатор Пушков высмеял слова Кулебы о намерении Украины «задавить» Россию в суде по инциденту в Керченском проливе
В Чёрном море ДЭПЛ «Великий Новгород» условно обстреляла «Калибрами» корабли условного противника
Госдепартамент США объявил россиян «бездомной национальностью»
Судно ВМС Украины получило повреждение в акватории Черного моря
Атомный подводный крейсер «Орёл» произвёл пуск ракет в Баренцевом море
Глава МИД Украины Кулеба пригрозил «юридически задавить» Россию на суде в Гааге из-за конфликта в Керченском проливе
Политолог Марков: Россия может ввести свои войска на Украину, если Киев получит ПДЧ в НАТО
Суд Украины заочно арестовал четыре судна и 12 российских самолётов за заходы в Крым
Киевский военный аналитик Чмут: Черноморский флот России в любой момент может «атаковать» Украину с юга
National Interest: в случае войны на Черном море Россия уничтожит флот НАТО в первые часы конфликта
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.