Меню

чайковский фортепианный концерт номер 1

Концерт №1 Чайковского – наш гимн в спорте. Композитора разгромили за эту музыку, и сейчас звучит вариант, который он не одобрял

В ближайшие два года на чемпионатах мира и Олимпиадах точно не прозвучит гимн России (все из-за санкций WADA) – и ему наконец-то нашли замену – концерт №1 для фортепиано с оркестром композитора Петра Чайковского. Вы слышали эту музыку, даже если пока не очень соотносите с названием.

Почему выбор именно такой? И что за история у концерта?

Задумка с Чайковским появилась еще до запрета «Катюши». Концерт играл на ЧМ-2021 по фигурке

Идею использовать концерт №1 Чайковского впервые предложил Союз конькобежцев России (СКР) – музыку захотели ставить вместо гимна на церемониях награждения чемпионата мира по конькобежному спорту-2021.

10 февраля стало известно, что Международный союз (ISU) предложение одобрил.

«Нам хотелось, чтобы музыка была торжественной, узнаваемой во всем мире и при этом отсылала к богатейшему культурному наследию нашей страны», – рассказывала исполнительный директор СКР Варвара Барышева.

Интересно, что это случилось еще до того, как CAS запретил использовать «Катюшу». Тогда выбор музыки на замену гимну только обсуждался, хотя «Катюша» и считалась приоритетным вариантом.

Как именно наказали Россию? Объясняем кратко

В Олимпийском комитете России (ОКР), который и продвигал «Катюшу», к идее СКР с Чайковским отнеслись осторожно, без явного одобрения: «Любой выбор и его оценка всегда субъективны. Детальных критериев решением CAS определено не было, как и какого-то унифицированного для всех варианта, поэтому некоторые коллеги пробуют импровизировать», – отметила председатель комиссии спортсменов ОКР Лада Задонская.

Впервые концерт Чайковского прозвучал на награждении конькобежцев 12 февраля – в честь победы Ангелины Голиковой на дистанции 500 м.

В тот же день с выбором СКР согласилась и Федерация фигурного катания России – новый «гимн» одобрили топ-тренеры: Елена Чайковская, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова и Алексей Мишин.

Важно понимать: к тому моменту на Чайковского поставили только конькобежцы и фигуристы, а ОКР в это время ждал решения CAS по «Катюше», которая виделась заменой гимна для всех сборных на всех ЧМ и Олимпиадах. 12 марта суд отказал России в «Катюше».

России запретили «Катюшу» вместо гимна. Почему и какие теперь варианты?

На поиск нового варианта ушло две недели. Но 25 марта ОКР подтвердил – теперь вместо гимна будет играть Чайковский, если идею одобрит МОК. Министр спорта Олег Матыцин предложение оценил: «Я с уважением отношусь к инициативе ОКР, насколько я знаю, это вопрос, предварительно согласованный со спортсменами.

Для нас очень важно, чтобы в период санкций наши победы, а такие, я уверен, будут на Олимпийских играх в Токио и Пекине, сопровождала значимая музыка, которая ассоциируется с культурой нашей страны, традициями нашей страны. Поэтому если эта инициатива будет поддержана со стороны Международного олимпийского комитета, будем только рады».

Ну а на ЧМ-2021 по фигурному катанию в Стокгольме концерт Чайковского звучал трижды – в честь трех золотых медалей сборной.

Покровитель Чайковского разнес концерт: играть его невозможно, музыка украдена

Петр Чайковский приступил к написанию концерта №1 для фортепиано с оркестром в 1874 году. Композитору хотелось, чтобы его будущее произведение первым исполнил пианист-виртуоз Николай Рубинштейн, который всячески помогал Чайковскому, когда тот был молод и мало зарабатывал.

Работа не шла, Чайковский в письме брату признавался, что концерт «туго и плохо дается». Но в том же году произведение удалось закончить, и Чайковский показал его Рубинштейну, ожидая восторженной реакции.

Но слова Рубинштейна шокировали композитора (стиль сохранен):

«Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью», – вспоминал Чайковский через три года после того неприятного дня.

С мнением Рубинштейна он все-таки не согласился и затаил обиду, убрав посвящение пианисту из первой рукописной страницы партитуры.

Впервые концерт №1 прозвучал 25 октября 1875 года в Бостоне – играл пианист Ганс фон Бюлов с оркестром под управлением Бенджамина Ланга. Произведение одобрительно встретили как зрители, так и критики. В России премьера состоялась 1 ноября того же года – в Санкт-Петербурге сыграл Густав Кросс (и Чайковскому его исполнение не понравилось).

А Рубинштейн все же пересмотрел отношение к концерту №1 и позже часто его исполнял.

Концерт играют в третьей редакции, которую не одобрял Чайковский; этот вариант распространился после его смерти

Музыка набрала популярность еще при жизни композитора. Чайковский часто исполнял концерт в ходе гастролей по США, а также сыграл в честь открытия Карнеги-холл в Нью-Йорке.

rue8ab20c4a8b

В наше время концерт №1 играют в третьей редакции – Чайковский не одобрял этот вариант и, несмотря на уговоры, отказывался уходить от более ранней версии. После смерти композитора третью редакцию опубликовал пианист и дирижер Александр Зилоти – она здорово разошлась и теперь звучит по миру в подавляющем большинстве случаев.

Произведение состоит из трех частей и длится около 35 минут, но, конечно, на награждении российских спортсменов звучит только самое начало.

Концерт №1 стал одним из самых известных и часто исполняемых классических произведений в мире. Он часто использовался (и используется до сих пор) на торжественных мероприятиях, что нравится далеко не всем музыкантам.

Вот, например, мнение известного российского пианиста Андрея Гаврилова: «Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма.

А ведь это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.

Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой XIX века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как ее иначе называют, органическую жизненную мудрость»

Интересно, что выбор России на замену гимну успели раскритиковать в США.

rue87b621b8c1

Авторитетный журналист Филипп Херш (тот самый, что писал в ISU из-за коронавирусных нарушений на Кубке России по фигурке) удивляется в соцсетях: «Ирония этого события меня поразила. Страна с отталкивающими антигомосексуальными законами и институционализированной гомофобией празднует свои спортивные успехи музыкой гения, который был геем».

Кстати, вопрос об ориентации Чайковского очень спорный – до сих пор нет четких фактов о том, что он действительно был гомосексуалистом, а многие доводы в пользу этого предположения основаны на слухах.

Источник

Чайковский фортепианный концерт номер 1

thumbnail300 13051102

Творческая деятельность Чайковского в области концертной и камерной инструментальной музыки имела основополагающее значение для освоения и развития этих жанров на русской почве. Его концерты и пьесы концертного типа для фортепиано, скрипки или виолончели с оркестром, соединяющие богатство и яркость материала с широким виртуозным размахом и симфоничностью масштабов, стали новым словом в отечественном, а в значительной степени и мировом музыкальном искусстве.

Из трех написанных Чайковским фортепианных концертов особенно высокое признание по праву получил Первый благодаря лирической воодушевленности музыки, удивительной сочности красок и щедрости мелодического изобретения, восходящего, с одной стороны, к славянской (русско-украинской) народной песенности, а с другой — к индивидуально окрашенной патетической романсной мелодике. Продолжая путь симфонизации концертного жанра, идущий от Бетховена к Листу и Брамсу, он наполняет музыку своего концерта ярко выраженным национальным интонационно-образным содержанием. Виртуозно-технические элементы фортепианной партии всецело подчинены выявлению содержательного замысла, составляя не внешний наряд, а «тело произведения» (Асафьев), его живую плоть, непрерывно дышащую и трепетную. Оркестр и солист выступают как два равноправных партнера, то противоборствуя и соревнуясь между собой, то поддерживая друг друга.

Работая над Первым концертом, написанным в 1874 году, Чайковский ориентировался на великолепный пианизм Н. Г. Рубинштейна, в исполнительском искусстве которого огромная виртуозность, сила и мощь, оказывавшие неотразимое действие на слушателей, сочетались с проникновенной мягкостью выражения, тонкостью и гибкостью нюансировки. Изобилуя всевозможными приемами «крупной» пианистической техники (стремительные «раскатистые» пассажи, лавины грохочущих октав, массивные аккордовые наслоения и т.д.), партия фортепиано содержит вместе с тем ряд певучих лирических эпизодов, пленяющих безыскусственной простотой, искренностью и непосредственностью выражения. (Как известно, Рубинштейн, вопреки надеждам Чайковского, не стал первым исполнителем предназначавшегося для него концерта. Поначалу он критически отнесся к произведению своего друга-композитора и решился его сыграть только в 1877 году, после того как оно получило всеобщее признание в России и ряде зарубежных стран. Не согласившись с требованием Рубинштейна о коренной переделке концерта, Чайковский позже воспользовался некоторыми советами исполнителей и внес в фортепианную партию ряд фактурных изменений.)

Особым богатством творческой фантазии отличается широко развернутая по форме первая часть концерта с ее смелыми, порой неожиданными контрастами, чередованием бурных драматических подъемов, мощных продолжительных кульминаций и моментов тишины и самоуглубленного покоя. При некоторой ее импровизационности ни на один момент не снижается напряжение роста и обновления музыкальной ткани. Грандиозная интродукция с широкой песенной темой, излагаемой струнными в октаву на фоне полнозвучных аккордов фортепиано, сразу овладевает вниманием слушателя, приготавливая его к чему-то большому и значительному. Несмотря на свою тематическую самостоятельность и отсутствие непосредственных интонационных связей с дальнейшим, это вступительное построение играет чрезвычайно важную роль в концерте, как бы «задавая тон» целому и определяя его общий светлый утверждающий характер. Следующее за интродукцией Allegro con spirito основано на контрасте ритмически острой главной партии с некоторым оттенком скерцозности (Известно, что Чайковский использовал для этой темы слышанный им на Украине напев слепцов-лирников, придав ему, однако, совершенно иной характер.) и лирической побочной, в свою очередь состоящей из двух различных по выразительной окраске тем: одной, подернутой дымкой элегической задумчивости с характерными сменами мажорной и минорной окраски, и другой — безмятежно спокойной, созерцательной, напоминающей колыбельный напев. В отличие от несколько «рассредоточенной» экспозиции разработка носит сжатый целеустремленный характер: постепенное неуклонное нарастание приводит к генеральной кульминации в виде канона, образуемого перекличкой оркестра и мощных аккордовых последований у фортепиано. «. Та высшая степень энергии, которую проявляет пианист, вступая с этой фразою, сообщается им оркестру», — писал Танеев по поводу этого места, подчеркивая, что его следует играть «сильно и энергично». Вслед за этим идет подготовка к репризе с значительно сокращенной варьированной главной и пространно изложенной побочной партией за счет включения в нее большой сольной каденции. При всей необычности соотношений и нарушении привычных пропорций в этой части все прочно спаяно и развивается логично и последовательно.

Две последующие части по сравнению с первой невелики и несложны. Обаятельно нежное поэтичное Andante semplice, написанное в трехчастной форме, является одним из прекрасных образцов светлой ласково-приветливой лирики Чайковского. Тема крайних разделов, впервые излагаемая флейтой с сопровождением струнных pizzicato, имеет безмятежно-спокойную пасторальную окраску, чему способствует обилие бесполутоновых оборотов в мелодии. Только постепенно она приобретает более экспрессивный характер, а появление VI низкой ступени в двух последних тактах вносит в нее оттенок созерцательной истомы. Игриво скерцозная середина (Как сообщает биограф композитора М. И. Чайковский, в этом разделе Andante использована мелодия популярной французской песенки.) (Allegro vivace assai) проносится легко и стремительно как неожиданно нахлынувшее воспоминание, не нарушая общего мирно задумчивого настроения этой части.

Финал концерта, как в большинстве крупных симфонических произведений Чайковского, представляет выход вовне, из сферы внутренних душевных переживаний в шумный и пестрый мир народного веселья. Для основной темы финала композитор воспользовался широко известной мелодией украинской веснянки, но несколько изменил ее интервальный состав и придал ей остро ритмованный «токкатный» характер, в большей степени типичный для плясовой песни. Этой теме контрастирует вторая, лирическая, широко напевная. Отношение между обеими темами напоминает обычное соотношение главной и побочной партий в сонатном allegro. Однако в дальнейшем они не подвергаются разработке, а просто чередуются в той же последовательности, причем первая тема сохраняет неизменной форму изложения и тональность, тогда как вторая проводится каждый раз в другой тональности. Это заставляет рассматривать структуру финала скорее как рондообразную. Более или менее развернутое разработочное построение предшествует только последнему (третьему) проведению второй темы в мощном унисоне фортепиано и оркестра, придающем ей торжественно-ликующее звучание. Концерт завершается так же светло и утверждающе, как и начинался. Возникает естественная ассоциация между заключительным проведением второй темы финала и ослепительно яркой, блестящей интродукцией — этим «величавым монументальным Гимном Жизни», как характеризует ее А. А. Альшванг.

Источник

Чайковский фортепианный концерт номер 1

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

90

Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в отечественной культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Практические все лето 1874 года композитор был занят сочинением своей оперы «Кузнец Вакула», успешно завершив ее в августе этого года. В то же время его начинают одолевать мысли о написании фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Он упоминал в своих письмах к Модесту Чайковскому о своих замыслах, указав также на то, что сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была готова партитура, но только лишь в переложении для двух фортепиано. Оркестрована она была в феврале 1875 года.

К сожалению, не все друзья оценили сразу новое сочинение композитора. Николай Григорьевич Рубинштейн, для которого Чайковский и создавал свое творение, раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Это очень задело автора и послужило причиной разногласия между музыкантами. Маэстро строго заявил, что ничего менять в партитуре не будет. Обо всем этом Петр Ильич спустя три года рассказал в одном из писем к Ф. фон Мекк.

412

Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт, был страстным почитателем его творчества. Впервые пианист исполнил произведение в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя некоторое время уже российская публика смогла познакомиться с шедевром Чайковского благодаря Г. Кроссу, который исполнил концерт в Санкт-Петербурге. Оркестром дирижировал Э. Направник. Петр Ильич при этом присутствовал в зале в качестве зрителя. Вот только композитору не понравилось исполнение и он остался крайне недоволен. 31 ноября 1875 года начинающий пианист Сергей Танеев выступил перед московской публикой с Первым концертом. Оркестром дирижировал Н. Рубинштейн, который ранее отказался его исполнять. Эта премьера прошла более удачно и публика очень тепло встретила работу композитора. Чайковский остался весьма доволен этим исполнением.

Н. Рубинштейн смог убедиться в том, что ошибался на счет произведения и уже через несколько дней после премьеры сам включил его в свой репертуар. Так, начиная с 1878 года он успешно представил его в разных городах страны. В 1879 году в Париже Николай Григорьевич и вовсе произвел настоящий фурор, блестяще исполнив сочинение Чайковского.

598 599

600 601

Интересные факты

167

Содержание Концерта для фортепиано Чайковского

Музыкальная часть концерта основана на украинских народных мелодиях, как композитор и задумывал с самого начала.

Первая часть открывается интродукцией с блестящей темой. Она не похожа ни на что, особенная, выражающая торжество и мощь в ослепительном сиянии. Ее можно назвать по праву Гимном жизни. Главная партия основана на народном напеве лирников (песня под аккомпанемент лиры). Это не прямая цитата, Чайковский использовал лишь часть напева. Оригинал построен на жалобных интонациях, здесь же тема приобретает скерцозность. Первая часть является наиболее важной и определяет характер всего цикла.

Вторая часть совершенно иная. В ней композитор попытался совместить традиционную медленную часть и скерцо (впоследствии этот прием использовали другие композиторы). В этой части Чайковский использовал французскую народную песню, красивая и плавная начальная мелодия построена на народных интонациях. По свидетельствам Модеста Петровича, они часто в детстве напевали ее.

91

Финал концерта необычайно яркий, он всегда привлекал особое внимание публики. Здесь композитор использовал украинскую хороводную песню «Выйди, выйди, Иваньку». Даже Бюлов отмечал в своих письмах, что на концертах публика требовала повторить исполнение финала. Оригинально трактует Чайковский форму третьей части, используя рондо-сонату. В конце звучит торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее.

Исследователи отмечают близость концерта к симфонии. С этим действительно не поспоришь, ведь он наделен всеми чертами сонатно-симфонического цикла – это многогранная концепция, принцип контраста, развитые формы, яркие и индивидуальные темы.

Три редакции концерта

Первый концерт Чайковского существует в трех различных редакциях. Отчасти причина их появления была связана с недооценкой новаторских приемов композитора, при написании произведения. Вторую редакцию концерта сделал сам Чайковский. Однако эта версия, как и первая, почему-то не прижились. Спустя время появилась третья редакция, которая возникла уже после смерти композитора. Считается, что принадлежит она пианисту А. Зилоти. Тяжелые аккорды, открывающие концерт, были заменены на более мягкое арпеджио. В финале была вовсе сделана купюра, а также изменены темпы в частях. Любопытно, что именно Зилоти считали одним из лучших исполнителей Первого концерта в 80-90-х годах. Он даже лично просил композитора сделать некоторые изменения, например, сократить финал. Но Чайковский не был уверен в необходимости купюр и в итоге отдал партитуру в печать без каких-либо существенных сокращений и правок. Все «преобразования» начались лишь после кончины автора. Именно новая редакция получила наибольшее распространение и известность.

96

Пианист Андрей Хотеев в 1998 году совместно с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского исполнил и записал на диск все произведения Петра Ильича для фортепиано с оркестром. При этом сочинения были представлены в авторской редакции. Эта запись произвела фурор и стала отправной точкой, после которой вернулись вновь первоначальные варианты концерта, сделанные самим автором. Чуть ранее пианист Джером Ловенталь также решил обратиться с авторской редакции (1989), записав ее на диск совместно с Лондонским симфоническим оркестром.

Первый концерт оказал огромное влияние на творчество других композиторов, а также на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время это произведение является одним из самых популярнейших сочинений Чайковского во всем мире. Оно входит в репертуар многих именитых пианистов, а также является обязательным произведением в международных конкурсах исполнителей. В нем все прекрасно, праздничные и блестящие темы удивительным образом переплетаются с лирическими, задумчивыми. Каждая из них, подобно драгоценному камню, сверкает множеством граней, искусно обработанных гениальным мастером.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых известных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе.

Первые аккорды в первой части концерта являются одними из самых узнаваемых в истории музыки.

magnify clip

Содержание

История создания

Концерт создавался зимой 1874―1875 годов, относительно технических подробностей фортепианной партии Чайковский, предположительно, консультировался с П. А. Пабстом. Первоначально композитор посвятил произведение Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. На Рождество 1874 года Чайковский представил законченный, но ещё не оркестрованный концерт Рубинштейну, однако тот отозвался о сочинении весьма недоброжелательно, сказав, что оно «никуда не годится». Уязвлённый Чайковский отказался что-либо в нём менять (лишь через несколько лет он создаст его новую редакцию) и снял посвящение Рубинштейну. По совету пианиста Карла Клиндворта композитор отправил рукопись концерта Гансу фон Бюлову, который с радостью согласился его исполнить.

Премьера концерта состоялась 25 октября 1875 года в Бостоне в исполнении Бюлова с оркестром под управлением Бенджамина Ланга, и была одобрительно встречена публикой и критиками. С ещё большим успехом прошло исполнение концерта в Нью-Йорке 22 ноября того же года под управлением Вальтера Дамроша.

1 ноября 1875 концерт был впервые исполнен в России (в Петербурге) ― солировал Густав Кросс, за пультом стоял Эдуард Направник (Чайковскому исполнение не понравилось), а 3 декабря в Москве концерт сыграл Сергей Танеев. Оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который пересмотрел своё отношение к этому сочинению и в дальнейшем неоднократно сам с большим успехом исполнял его как пианист.

Ещё при жизни композитора Первый концерт стал весьма популярен. Он неоднократно звучал во время гастролей Чайковского по США в 1891 году, исполнялся на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в его жизни концерте 16 октября 1893, где во втором отделении впервые исполнялась его Шестая «Патетическая» симфония.

В XX веке Первый концерт вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Лев Оборин, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнёв, Андрей Гаврилов. С 1958 это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международных конкурсов имени Чайковского.

Строение концерта

В концерте три части:

Цитаты

А ведь это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.

Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой девятнадцатого века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как ее иначе называют, органическую жизненную мудрость. [1]

Ссылки

Примечания

14px Searchtool.svg Произведения П. И. Чайковского
Оперы Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта 45px Peter Tschaikowski
Балеты Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик
Симфонии № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра
Концерты и концертные пьесы
для фортепиано с оркестром Концерт № 1 b-moll | Концерт № 2 G-dur | Концерт № 3 Es-dur
для скрипки с оркестром Концерт D-dur | Меланхолическая серенада b-moll | Вальс-скерцо C-dur
для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо A-dur | Pezzo capricciozo h-moll
Струнные квартеты № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll
Для фортепиано 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом)

Полезное

Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский)» в других словарях:

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44 произведение П. И. Чайковского, написанное в период с 1879 года по 1880 год.… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми бемоль мажор соч. 75 одно из последних произведений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.… … Википедия

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (Чайковский) — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых популярных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе. История создания Концерт создавался зимой… … Википедия

Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский) — Фрагмент солирующей партии из концерта Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковско … Википедия

Чайковский Петр Ильич — [25.4(7.5).1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге,… … Большая советская энциклопедия

Чайковский, Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский … Википедия

Чайковский — I Чайковский Борис Александрович (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я.… … Большая советская энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *