Меню

формат советских автомобильных номеров

Чёрные, белые, “выездные” и даже с латиницей: советские автономера от 50-х до 80-х

gl 7

Какими были “правительственные” номера в СССР, и чем они отличались от обыкновенных? Правда ли существовали специальные серии для машин, выезжающих за границу? В какой республике были уникальные номерные знаки с использованием латинских букв? Мы продолжаем исследование советских номеров. В первой части мы затронули раннюю эпоху с 30-х до 50-х годов, а теперь пройдёмся по более знакомому нашим читателям промежутку с конца 50-х до 80-х.

Чёрные

Н а переднем однострочном знаке введенных в 1959-м номеров сначала шли четыре большие цифры (две и две через тире), далее три буквы поменьше. На заднем двухстрочном знаке сверху цифры, внизу ближе к центру – буквы. Сечение всех знаков и канавок треугольное.

200

Шрифт ранее применявшихся «жёлтых» номеров, о которых мы рассказывали в первой части, был более «квадратным», а у «чёрных» – скруглённым. Теперь регион обозначало сочетание первых двух букв. Чаще всего оно и указывало на название города, области, республики.

Деление серий букв по типам транспорта начало расходиться по стране. В Москве и Подмосковье действовало прежнее деление на «частные», «легковые государственные» и «грузовые» серии. В Ленинграде выделялись только серии частных машин, на легковые госучёта и грузовики обычно давали одни и те же серии. Исключение – «ЛЕБ», предназначенная только для легкового государственного транспорта. Во многих городах и областях одни и те же серии давали на любые машины.

Наконец, во многих союзных республиках одни серии обозначали столицу, другие – конкретные области. Рост парка частных автомобилей отразился на сериях номеров. Например, в Подмосковье большинство серий 60-х от «ЮАА» до «ЮАЯ» раздали на грузовики и автобусы, а среди серий второй половины 70-х: «ЮВА»-«ЮВЯ» и «ЮГА»-«ЮГЗ» преобладали «частные».

204

Больше всего легенд крутится вокруг «спецсерий». В Москве изначально существовали специальные серии: для маршрутных автобусов — «ММА» и такси — «ММТ». Серия «ММЛ» сначала встречалась на легковых госучёта, затем её передали для такси. В конце 70-х появились ещё одна «таксомоторная» серия «МММ» и «автобусная» «ММН». Якобы «правительственная» серия «МОС» официально считалась просто легковой государственной. В ГОНе и других ведомственных автобазах встречались машины с обычными легковыми сериями госучёта: «МОК», «МКО», «МКЖ», «ММЖ», «МНН». Такие же серии носили медицинские, учебные и милицейские легковушки. Никаких специальных серий для милиции и КГБ в чёрных номерах в Москве не было – они получали обычные «государственные» серии.

205

В каждом регионе выдавались специальные «выездные» серии для международного движения с общими буквами латинского и русского алфавита: «АВТ» в Москве, «АВО» в Московской области, «АВЕ» в Ленинграде, «АЕВ» в Горьком, «ВСВ» в Вологде, «ВРН» в Латвии и так далее. Иногда под «выездные» использовали часть цифровых «десяток» гражданских серий — например, «МОО» и «МОР» в Москве. Уникальное явление – «выездная» серия Эстонии «SSA», обычный чёрный номер с буквами латинского алфавита.

206

Чёрные номера для мотоциклов, как и желтые, представляли собой один знак, уменьшенную копию заднего автомобильного. Деления на «государственные» и «частные» серии для мотоциклов не было даже в Москве, сочетания букв повторяли любые автомобильные. На прицепы выдавался двухстрочный знак с цифрами сверху, двумя буквами в нижнем левом углу, за которыми следовала надпись мелким шрифтом «прицеп».

Для машин конструкторских бюро автозаводов и институтов, а также автомобилей с конвейера, проходивших обкатку на дорогах общего пользования, предназначались специальные номера с четырьмя обычными цифрами и надписью «проба», по формату близкие к обычным – спереди однострочный, сзади – двухстрочный. Отдельные типы номеров существовали для тракторов, тракторных прицепов и мопедов.

209

Долгое время машины с новыми «чёрными» и старыми «жёлтыми» номерами встречались на дорогах одновременно. В середине 60-х ещё более 50% автомобилей по стране ездили с номерами старого стандарта. В Москве массовую перерегистрацию государственного и грузового транспорта ГАИ устроила в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции, а частных машин – в 1970-м, к 100-летию В.И. Ленина. В других городах и областях «жёлтые» номера вытеснялись «чёрными» с естественным обновлением парка до 70-х. «Жёлтые» номера попадаются на рынке ретро-техники до сих пор, иногда вместе с древними автомобилями-носителями. «Чёрные» номера – вообще не редкость, они ещё встречаются даже на эксплуатируемых автомобилях-ветеранах.

Белые

В 70-е годы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения совместно с ГАИ разрабатывал новый стандарт, соответствующий международным нормам. Так были созданы принципиально новые «белые» номера ГОСТ 3207-77. У разных типов транспорта появились разные номера. У частных машин третью букву вынесли вперёд, перед цифрами, и сделали уменьшенной. У государственного транспорта три буквы, как и прежде, следовали за четырьмя цифрами. Но на легковые автомобили выдавалась пара однострочных номеров, а грузовикам и автобусам полагался задний двухстрочный. Теперь инспектор ГАИ и любой гражданин могли с первого взгляда определить форму собственности автомобиля. Размеры знака и шрифт увеличились, тире было упразднено. Белый фон и чёрные знаки предполагали введение светоотражающей плёнки, но это новшество внедрить не удалось.

Источник

Как выглядели и расшифровывались советские номера автомобилей

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

sovetskie avtomobilnye nomera

Вопреки распространенному мнению, учет транспортных средств в России начал вестись задолго до революции. Но только в 1931 г. был принят общий стандарт госномеров для СССР. Посмотрим, какими были советские номера автомобилей.

Как выглядели номера на автомобилях СССР

Стандарт регистрационных номеров автомобилей в СССР менялся на протяжении всей истории государства.

В 1931 году

К разработке единого госномера привела индустриальная революция в Советском Союзе. Со времен Российской Империи и до 30-х годов 20 в. ситуация на дорогах изменилась не сильно, поэтому для обозначения транспортных средств использовались стандарты, принятые еще при императоре. В каждой губернии они были свои. Не стоит забывать, что в то время не было оборудованных шоссе, и путешествия на авто между городами были очень затруднительны — нужды не было ни в единой системе, ни в территориальных обозначениях.

Все изменилось в 1931 г. Первый номер СССР на авто выглядел так — жестяная прямоугольная табличка белого цвета с черными символами. Знаков было пять — одна кириллическая буква и две пары арабских цифр, разделенные дефисом. Стандарт размещения, принятый тогда, знаком всем и сегодня. Одинаковых табличек должно было быть две, и крепиться они должны были на передний и задний бампер автомобиля. На мотоцикле — на переднее и заднее крыло.

avtomobilnye nomera 1931 goda

Автомобильные номера 1931 года

Изначально такой стандарт был принят только в Москве, но уже в 1932 г. его распространили на всю страну.

В том же году были выпущены «одноразовые» номера — от обычных они отличались надписью «Проба» и тем, что вместо двух на них была выбита только одна пара цифр. Использовались такие знаки для разовых поездок.

В 1934 году

Основной проблемой первых номеров автомобилей СССР было то, что они никак не указывали на регион, в котором были выданы. Буквенные обозначения выдавались по алфавиту без какой-либо территориальной привязки.

Проблема была решена очень просто — управление не стало разрабатывать системы региональных кодов. Теперь под самим номером на табличке добавилось название города, где был расположен филиал Дортранса, выдавший этот знак. В 1934 г. таких отделений было 45, позже их количество увеличилось.

Сам номер тоже претерпел изменения — буква в нем была изменена на цифру. По государственному стандарту цифр должно было быть пять, но это правило соблюдалось не везде.

avtomobilnyj nomer sssr 1934 god

Автомобильный номер СССР (1934 год)

Практика пробных номеров тоже никуда не делась — их также подвели под новый стандарт. Появились варианты с обозначением «Транзит».

Стандарт 1936 года

В 1936 г. в транспортной сфере жизни государства случилось еще одно важное событие — в июле Союзом народных комиссаров СССР была учреждена Государственная автомобильная инспекция. С этих пор все действия с номерными знаками были переданы под ее юрисдикцию.

В этом же году ГАИ снова изменила образец номерных знаков на авто в СССР. Сама пластина стала намного больше, поле было черным, а символы — белыми. Кстати, стандарт изготовления этих номеров по сей день считается самым неудачным. В качестве материала использовалось кровельное железо, которое не выдерживало дорожных нагрузок, и пластины часто ломались.

В этом году впервые была разработана система территориальных обозначений — теперь каждый регион обзавелся своим буквенным кодом.

avtomobilnyj nomer obraztsa 1936 goda

Автомобильный номер образца 1936 года

Сам номер был приведен к такому формату: две буквы (именно они и указывали на регион), пробел и две пары цифр через дефис. Эта схема уже соблюдалась гораздо строже, чем предыдущая, никаких отклонений от количества символов не допускалось. Пластина же выпускалась в двух вариантах. Однорядная (прямоугольная) крепилась на переднем бампере машины, двухрядная (по форме была близка к квадрату) — на задний.

В этот период стоит отметить и специфику военных номеров — у них тоже был свой стандарт, но соблюдался он гораздо менее строго, чем гражданский. Число символов на номере автомобиля Красной Армии могло колебаться от четырех до шести, распределялись они произвольно, а иногда на пластине пририсовывали совсем посторонние знаки — например, звезды.

Автономера СССР 1946 года

После войны государству проще было провести реформу госномеров, чем приводить в порядок действующую систему учета. Огромное количество техники было мобилизовано, и далеко не вся она была перерегистрирована по правилам. Трофейные автомобили, которые в изобилии ездили по стране, тоже нуждались в регистрации. Свою долю хаоса внесли и оккупанты, перерегистрировавшие автомобили по собственным правилам.

avtomobilnye nomera 1946 goda

Автомобильные номера 1946 года

Новый стандарт был объявлен в 1946 г. ГАИ сохранила довоенный формат записи в виде двух букв и четырех цифр (где буквы расшифровывались как код региона), изменился только внешний вид самого знака. Его полотно стало желтым, а буквы — черными. Деление на однорядные и двухрядные тоже осталось.

ГОСТ 1959 года

В послевоенные годы уровень автомобилизации в Союзе Советских Социалистических Республик стремительно рос, и уже к концу 50-х номеров формата «две буквы-четыре цифры» стало не хватать.

Решено было добавить в номера машин СССР еще одну букву. Кроме того, в 1959 г. ГАИ отказалась от желтого полотна знака — внешний вид вернулся к довоенному формату. Сама пластина снова стала черной, а символы — белыми. Знаки с двумя буквами также остались в эксплуатации, но теперь их могли выдавать только военным автомобилям.

avtonomera sssr 1959 goda

Автономера СССР 1959 года

Сочетания быстро заканчивались еще и потому, что один номер не закреплялся за машиной пожизненно — он менялся при каждой продаже. Тогда же было введено понятие транзитного номера, более привычное современному человеку — такие знаки изготавливались из бумаги и крепились на переднее и заднее стекла автомобиля.

Желтый фон для номеров чуть позже (в 1965 г.) был передан сельскохозяйственной технике.

Номера 1981 года

Следующая реформа состоялась после московской Олимпиады, в 1980 г.

Новый формат номеров уже гораздо больше напоминал современный. Как и в самом начале истории советских госномеров на авто, пластина стала белой, а символы — черными.

avtonomera 1981 goda

Автономера 1981 года

На самом деле в том году было принято сразу два стандарта — для частного и служебного автотранспорта. Но никаких существенных преобразований не последовало. Изменился только внешний вид советских номеров машин и порядок написания символов на них. Содержание осталось тем же — четыре цифры, три буквы (две, обозначающие регион, и одна дополнительная).

Размеры автономеров СССР

Размеры госномеров в Советском Союзе последовательно менялись с принятием каждого нового стандарта, это регламентировалось внутренним законодательством.

Однако во время реформы 1980 г. ГАИ пришлось принять во внимание международные стандарты госномеров европейских государств. Согласно им, размер переднего знака составил 465х112 мм, а заднего — 290х170 мм.

Расшифровка советских номеров авто

Старые номера машин СССР, выпущенные по первым стандартам, не имели никакой систематики — и цифры, и буквы выпускались по порядку.

В 1980 к каждой двухбуквенной комбинации стали добавлять одну переменную букву, обозначавшую серию, к которой принадлежал номер.

Индексы регионов

Первая буква индекса обычно была первой буквой названия региона.

Как сейчас для обозначения каждой области может использоваться два и больше кода, так и в СССР регион мог иметь несколько индексов. Как правило, дополнительный вводился, когда исчерпывались комбинации предыдущего.

avtomobilnye nomera vremen sssr g leningrada i oblasti

Автомобильные номера времен СССР г. Ленинграда и области

Так, например, случилось с Ленинградской областью — когда все варианты номеров с кодом «ЛО» уже были в использовании, пришлось вводить индекс «ЛГ».

Можно ли ездить на авто с советскими номерами

В этом случае закон однозначен и не терпит никаких двояких трактовок — советские номера могут иметь лишь те автомобили, что были единожды зарегистрированы в СССР, и с тех пор ни разу не меняли владельца. При любой перерегистрации транспортного средства его номера придется сдать и получить современные согласно новому государственному стандарту.

Разумеется, и здесь есть лазейки — например, советский автомобиль можно приобрести по генеральной доверенности, тогда перерегистрировать его не придется, но в любом случае первоначальный владелец должен быть жив.

Заключение

Современный стандарт государственных номеров был принят в 1994 г. и используется до сих пор. В 2018 г. Он был дополнен выпуском номеров квадратной формы — например, для японских и американских автомобилей, не предназначенных для экспорта. На формат современных госномеров по большей части повлияли международные стандарты, например, требование к буквам, чтобы они могли читаться как кириллицей, так и латиницей.

У России и Советского Союза долгая история государственного учета транспорта. Как показало время, не все решения были правильными — например, изготовление пластин из отходов кровельного железа. С дорог постепенно уходят последние советские номера — уже совсем скоро их можно будет увидеть только в музеях и частных коллекциях.

Источник

Индекс автомобильных номеров СССР

Регистрационные номерные знаки СССР — номерной знак, применявшийся для регистрации автотранспорта на территории СССР.

Содержание

История

Фактически, история автомобильных номеров СССР ведёт своё начало с 1931 года, когда были введены первые советские номера единого стандарта. Автомобильные номера в СССР (и даже в Российской империи) существовали и до 1931 года, однако они не были едиными и разнились от города к городу.

1931 – 1958 года

В течение 1930-х годов формат номера несколько раз менялся.

Формат первого советского номера, введённого в 1931 году, был «буква – две цифры – две цифры» чёрными буквами на белом фоне. Просуществовал такой формат недолго, и в 1934 году был заменён форматом «цифра – две цифры – две цифры», под которыми словами писалось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом», всего таких Дортрансов было 45. К слову сказать, формат номеров был нестрогим, то есть количество цифр не обязательно должно равняться пяти, а название региона могло писаться сокращённо (что применялось, например, для выдачи номерных знаков мотоциклам). В этом же году появились номера, где вместо региона прописки стояла надпись «транзит» или «проба». Эти номера были оформлены в обычной в общегражданской цветовой гамме, но встречались «пробные» номера в инверсной гамме. В дальнейшем транзитные номера обычно совпадали по формату с квадратным типоразмером общегражданского номера с точностью до надписи «транзит».

Через 2 года, в 1936 году, формат номеров снова сменился: теперь в начале номера писался двухбуквенный индекс региона приписки, за которыми следовали две пары цифр, разделённые дефисом. Была инвертирована и цветовая гамма номера: номер стал печататься белыми буквами на чёрном фоне. Тогда же появились 2 типоразмера номеров: линейный — для установки спереди, и квадратный — для установки сзади транспортного средства; такое разделение типоразмеров просуществовало вплоть до 1994 года (см. далее).

1959 – 1980 года

В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков автомобилей в Советском Союзе. Теперь номер стал иметь формат «две цифры – две цифры три буквы», где буквами кодировался регион приписки автомобиля; цветовая гамма номера вновь была выбрана «чёрный фон, белые символы». Кроме того, были введены номера для тракторов и тракторных прицепов — до этого трактора регистрировались мотоциклетными номерами и в добровольном порядке, а тракторные прицепы не подлежали регистрации. Военные номера отличались от гражданских наличием лишь двух букв на конце номерного знака, а прицепы и трактора дополнительно имели к «военному» стандарту слово «прицеп» (автомобильный) или «пр-п» (тракторный) и «тр-р» соответственно. Изначально тракторным номерам оставили цветовую гамму номеров образца 1946 года, но позже привели её к общегражданской; цветовая гамма тракторных прицепов оставались в цветовой гамме 1946 года вплоть до введения номеров образца 1980 года.

1980 – 1991 года

В 1980 году, в преддверие московских Олимпийских игр, была проведена очередная реформа формата номеров. Цветовая гамма снова была инвертирована – теперь номера стали писаться чёрными символами на белом фоне, появились два основных формата номеров: для частных автотранспортных средств и для государственных машин. Формат частных номеров – «буква две цифры две цифры две буквы», государственных – «две цифры две цифры три буквы». Две или три буквы в конце номера обозначали регион приписки автотранспорта, размер букв такой же, как у цифр; первая буква в частных номерах имела меньший размер и могла быть практически любой буквой русского алфавита. В качестве заднего номерного знака грузовых автомобилей, автобусов а также мотоциклов применялся квадратный вариант «государственного стандарта», номера частного стандарта имели только линейное исполнение.

Как и раньше, были оставлены особые номера для автотранспорта вооружённых сил, представителей дипмиссий, прицепов и тракторов, а также были добавлены особые номерные знаки для автотранспорта, зарегистрированного иностранными гражданами или подлежащего вывозу за пределы СССР. Формат «военных» номеров остался неизменным с 1959 года, таким образом, номера автотранспорта, принадлежащего вооружённым силам СССР, стали резко выделяться на общем фоне. Формат номеров прицепов и тракторов изменился: цветовая гамма была приведена к общегражданскому виду, форма – квадрат с обрезанными нижними (автоприцепы, трактора) или верхними (прицепы спецтехники) углами, формат – «две цифры две цифры две буквы» для обрезанных снизу и «две буквы две цифры две цифры» для обрезанных сверху. Формат номеров представителей дипломатических миссий также претерпел изменения — теперь номер рисовался белыми буквами на красном фоне в форматах «D три цифры три цифры» для сотрудников представительства, обладающих дипломатическим статусом, «Т три цифры три цифры» для административно-технического персонала диппредставительств, «три цифры CMD цифра» — для автомобилей, принадлежащих лично консулу или послу; первые три цифры – условный номер страны дипмиссии.

Номера «иностранных граждан» выполнялись чёрными символами на светло-оранжевом фоне в формате «буква три цифры три цифры», где буква означала следующее: Н — машина иностранного гражданина, К — машина иностранного корреспондента, М — машина торгового представителя, Р — машина предназначена для экспорта из СССР.

После ввода в действие номеров данного стандарта не требовалось отказываться от номеров предыдущего стандарта.

Дальнейшая история

В 1991 году Советский Союз распался на 15 (а фактически – 19) независимых государств. Каждая страна начала разрабатывать собственные форматы автомобильных номеров, однако в переходный период на территориях некоторых бывших советских республик применялись номера советского образца с «национальным колоритом». Например, на Украине в номерах начала присутствовать буква «I», а в Латышской республике и вовсе кириллические буквы были заменены латиницей.

В Российской Федерации замена номерных знаков советского образца на номерные знаки стандарта России началась с 1994 года, при этом не требовалось в обязательном порядке менять регистрационный знак СССР на новый российский номерной знак. Таким образом, на территории РФ на автомашинах по сей день можно встретить номера образца 1980 года, а иногда — и 1959 года.

Индекс региона регистрации

Расшифровка буквенных индексов, применявшихся в СССР и на постсоветском пространстве, на автомобильных номерных знаках частных автомашин образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Буквенные индексы выделенные курсивом применялись только на номерных знаках образца 1980 года:

Индекс ГАИ Субъект Республика
АБ Алтайский край, 2 серия Российская СФСР
АВ серия для выезда за границу все республики
АГ Азербайджанская ССР, 2 серия Азербайджанская ССР
АД Армянская ССР, 2 серия Армянская ССР
АЕ серия для выезда за границу все республики
АЖ Азербайджанская ССР, 3 серия Азербайджанская ССР
АЗ Азербайджанская ССР, 1 серия Азербайджанская ССР
АИ Абхазская АССР Грузинская ССР
АК Целиноградская область (Акмолинская область) Казахская ССР
АЛ Алтайский край, 1 серия Российская СФСР
АМ Амурская область Российская СФСР
АН Андижанская область Узбекская ССР
АП Алма-Атинская область Казахская ССР
АР Армянская ССР, 1 серия Армянская ССР
АС Астраханская область Российская СФСР
АТ Алма-Ата Казахская ССР
АФ Адыгея Российская СФСР
АХ Архангельская область Российская СФСР
АШ Ашхабадская область Туркменская ССР
АЮ Актюбинская область Казахская ССР
БА Башкирская АССР, 1 серия. Российская СФСР
ББ Башкирская АССР, 3 серия. Российская СФСР
БЕ Белгородская область Российская СФСР
БИ Бишкек Киргизская ССР
БН Брестская область Белорусская ССР
БР Брянская область Российская СФСР
БУ Бурятская АССР Российская СФСР
БХ Бухарская область Узбекская ССР
БШ Башкирская АССР, 2 серия. Российская СФСР
ВА Восточно-Казахстанская область Казахская ССР
ВВ Воронежская область, 1 серия. Российская СФСР
ВГ Ворошиловградская область, 2 серия Украинская ССР
ВД Волгоградская область, 2 серия Российская СФСР
ВЕ серия для выезда за границу Украинская ССР
ВЖ Воронежская область, 2 серия. Российская СФСР
ВИ Винницкая область Украинская ССР
ВК Восточно-Казахстанская область Казахская ССР
ВЛ Владимирская область Российская СФСР
ВМ серия для выезда за границу все республики
ВН Волынская область Украинская ССР
ВО Вологодская область Российская СФСР
ВР Воронежская область, 3 серия. Российская СФСР
ВС серия для выезда за границу все республики
ВТ Витебская область Белорусская ССР
ВХ Волгоградская область, 3 серия. Российская СФСР
ГА Грузинская ССР Грузинская ССР
ГБ Горно-Бадахшанская область Таджикская ССР
ГВ Горьковская область (Нижегородская область), 2 серия. Российская СФСР
ГГ Грузинская ССР Грузинская ССР
ГК Гродненская область Белорусская ССР
ГЛ Горный Алтай, юр. лица Российская СФСР
ГО Горьковская область (Нижегородская область), 1 серия. Российская СФСР
ГР Грузинская ССР Грузинская ССР
ГС Гомельская область Белорусская ССР
ГУ Гурьевская область, 1 серия Казахская ССР
ГТ Гурьевская область, 2 серия Казахская ССР
ГЯ Горный Алтай, физ. лица Российская СФСР
ДА Дагестанская АССР Российская СФСР
ДБ Душанбинская область Таджикская ССР
ДД Джизакская область Узбекская ССР
ДЖ Джамбулская область Казахская ССР
ДК Джезказганская область Казахская ССР
ДН Днепропетровская область, 2 серия. Украинская ССР
ДО Донецкая область, 2 серия. Украинская ССР
ДП Днепропетровская область, 1 серия. Украинская ССР
ДР Львовская область (Дрогобычская область), 1 серия. Украинская ССР
ЕА Эстонская ССР, 2 серия. Эстонская ССР
ЕЕ серия для выезда за границу все республики
ЕС Санкт-Петербург, 3 серия. Российская СФСР
ЖА Джалал-Абадская область, 1 серия Киргизская ССР
ЖИ Житомирская область, 1 серия Украинская ССР
ЖЖ Житомирская область, 2 серия Украинская ССР
ЖБ Житомирская область, 3 серия Украинская ССР
ЗА Закарпатская область Украинская ССР
ЗК Западно-Казахстанская область Казахская ССР
ЗН Запорожская область, 3 серия. Украинская ССР
ЗП Запорожская область, 1 серия. Украинская ССР
ЗР Запорожская область, 2 серия. Украинская ССР
ИВ Ивановская область Российская СФСР
ИК Иссык-Кульская область Киргизская ССР
ИР Иркутская область, 1 серия. Российская СФСР
ИС Иркутская область, 2 серия. Российская СФСР
ИФ Ивано-Франковская область, 2 серия. Украинская ССР
КА Калининская область (Тверская область) Российская СФСР
КБ Кабардино-Балкарская АССР Российская СФСР
КВ Кировская область Российская СФСР
КГ Карагандинская область Казахская ССР
КД Кировоградская область Украинская ССР
КЕ Кемеровская область, 1 серия. Российская СФСР
КЖ Калужская область Российская СФСР
КЗ Кзыл-Ординская область Казахская ССР
КИ Киев, 1 серия. Украинская ССР
КК Краснодарский край, 1 серия. Российская СФСР
КЛ Калининградская область, 1 серия. Российская СФСР
КМ Коми АССР Российская СФСР
КН Курганская область Российская СФСР
КО Костромская область Российская СФСР
КП Каракалпакская АССР Узбекская ССР
КР Крымская область, 1 серия. Украинская ССР
КС Карельская АССР Российская СФСР
КТ Кокчетавская область Казахская ССР
КУ Курская область Российская СФСР
КФ Кашкадарьинская область Узбекская ССР
КХ Киевская область Украинская ССР
КЦ Калмыцкая АССР Российская СФСР
КЧ Камчатская область Российская СФСР
КШ Куйбышевская область (Самарская область), 1 серия. Российская СФСР
КЩ Кустанайская область, 1 серия Казахская ССР
КЭ Красноярский край, 2 серия. Российская СФСР
КЮ Кулябская область Таджикская ССР
КЯ Красноярский край, 1 серия. Российская СФСР
ЛА Латвийская ССР, 1 серия. Латвийская ССР
ЛБ Ленинабадская область Таджикская ССР
ЛВ Львовская область, 2 серия. Украинская ССР
ЛГ Ленинградская область, 2 серия. Российская СФСР
ЛД Ленинград, 2 серия. Российская СФСР
ЛЕ Ленинград, 1 серия. Российская СФСР
ЛИ Литовская ССР, 1 серия. Литовская ССР
ЛК Литовская ССР, 3 серия. Литовская ССР
ЛЛ Литовская ССР, 2 серия. Литовская ССР
ЛО Ленинградская область, 1 серия Российская СФСР
ЛП Липецкая область Российская СФСР
ЛТ Латвийская ССР, 2 серия. Латвийская ССР
ЛУ Ворошиловградская область (Луганская область), 1 серия. Украинская ССР
МА Магаданская область (но МАС — Москва) Российская СФСР
МБ Минская область Белорусская ССР
МВ Молдавская ССР, 2 серия. Молдавская ССР
МГ Могилёвская область Белорусская ССР
МД Молдавская ССР, 1 серия. Молдавская ССР
МВ Молдавская ССР, 2 серия. Молдавская ССР
МЕ Московская область, 2 серия. Российская СФСР
МЖ Московская область, 1 серия. Российская СФСР
МЗ Московская область, 3 серия. Российская СФСР
МИ Минск Белорусская ССР
МК Москва, 2 серия Российская СФСР
МЛ Молодечненская область Белорусская ССР
МЛ Московская область, 4 серия Российская СФСР
ММ Москва, 3 серия Российская СФСР
МН Москва, 4 серия Российская СФСР
МО Москва, 1 серия Российская СФСР
МП Приднестровье Молдавская ССР
МР Мордовская АССР Российская СФСР
МС Марийская АССР Российская СФСР
МТ Москва, 5 серия Российская СФСР
МУ Мурманская область Российская СФСР
МХ Марыйская область Туркменская ССР
МШ Мангышлакская область Казахская ССР
МЯ Крымская область Украинская ССР
НА Наманганская область Узбекская ССР
НБ Новосибирская область, 2 серия. Российская СФСР
НВ Навоийская область Узбекская ССР
НЖ Кустанайская область, 2 серия Казахская ССР
НИ Николаевская область Украинская ССР
НК Нагорный Карабах Азербайджанская ССР
НН Нижегородская область, 3 серия Российская СФСР
НО Новгородская область Российская СФСР
НР Нарынская область Киргизская ССР
НС Новосибирская область, 1 серия. Российская СФСР
НТ Красноводская область Туркменская ССР
ОА Оренбургская область, 3 серия. Российская СФСР
ОБ Оренбургская область, 1 серия. Российская СФСР
ОГ Оренбургская область, 2 серия. Российская СФСР
ОД Одесская область, 1 серия. Украинская ССР
ОЕ Одесская область, 2 серия. Украинская ССР
ОМ Омская область Российская СФСР
ОО серия «Совтрансавто» все регионы
ОР Орловская область Российская СФСР
ОШ Ошская область Киргизская ССР
ПА Павлодарская область Казахская ССР
ПЕ Пензенская область Российская СФСР
ПК Приморский край, 2 серия. Российская СФСР
ПМ Пермская область, 1 серия. Российская СФСР
ПО Полтавская область Украинская ССР
ПР Приморский край, 1 серия. Российская СФСР
ПС Псковская область Российская СФСР
ПТ Пермская область, 2 серия. Российская СФСР
РА Ростовская область, 4 серия. Российская СФСР
РВ Ровенская область Украинская ССР
РД Ростовская область, 2 серия. Российская СФСР
РО Ростовская область, 1 серия. Российская СФСР
РП Ростовская область, 3 серия. Российская СФСР
РР серия «Совтрансавто» все регионы
РТ серия «Совтрансавто» все регионы
РЯ Рязанская область Российская СФСР
СА Саратовская область, 1 серия. Российская СФСР
СБ Сталинабадская область (Душанбинская) Таджикская ССР
СБ Самарская область, 3 серия. Российская СФСР
СВ Свердловская область, 1 серия. Российская СФСР
СГ Волгоградская область (Сталинградская область), 1 серия. Российская СФСР
СД Сурхандарьинская область Узбекская ССР
СЕ Северо-Осетинская АССР Российская СФСР
СЖ Саратовская область, 2 серия. Российская СФСР
СИ Сырдарьинская область Узбекская ССР
СК Северо-Казахстанская область Казахская ССР
СЛ Донецкая область (Сталинская область), 1 серия. Украинская ССР
СМ Смоленская область Российская СФСР
СН Самаркандская область Узбекская ССР
СО Сочи Российская СФСР
СП Семипалатинская область Казахская ССР
СР серия «Совтрансавто» все регионы
СР Санкт-Петербург Российская СФСР
СС Ставропольский край, 2 серия. Российская СФСР
СТ Ставропольский край, 1 серия. Российская СФСР
СУ Сумская область Украинская ССР
СФ Свердловская область, 2 серия. Российская СФСР
СХ Сахалинская область Российская СФСР
СЯ Ивано-Франковская область (Станиславская область), 1 серия. Украинская ССР
ТА Тамбовская область Российская СФСР
ТБ Татарская АССР, 2 серия. Российская СФСР
ТВ Тувинская АССР Российская СФСР
ТГ Тургайская область Казахская ССР
ТД Курган-Тюбинская область Таджикская ССР
ТЕ Тернопольская область Украинская ССР
ТЗ Ташаузская область Туркменская ССР
ТК Талды-Курганская область Казахская ССР
ТЛ Тульская область, 2 серия. Российская СФСР
ТМ Тюменская область, 2 серия. Российская СФСР
ТН Ташкент, 1 серия. Узбекская ССР
ТО Томская область Российская СФСР
ТР Туркменская ССР Туркменская ССР
ТТ Татарская АССР, 1 серия. Российская СФСР
ТУ Тульская область, 1 серия. Российская СФСР
ТФ Таласская область Киргизская ССР
ТШ Ташкентская область Узбекская ССР
ТЮ Тюменская область, 1 серия. Российская СФСР
ТЯ Тянь-Шаньская область Киргизская ССР
УД Удмуртская АССР Российская СФСР
УК Куйбышевская область (Самарская область), 2 серия. Российская СФСР
УЛ Ульяновская область Российская СФСР
УT Уральская область Казахская ССР
ФЕ Ферганская область Узбекская ССР
ФИ Фрунзенская область Киргизская ССР
ХА Харьковская область, 1 серия. Украинская ССР
ХБ Хабаровский край Российская СФСР
ХГ Хакасия Российская СФСР
ХЗ Хорезмская область Узбекская ССР
ХК Харьковская область, 2 серия. Украинская ССР
ХМ Хмельницкая область Украинская ССР
ХО Херсонская область Украинская ССР
ХТ Киев, 2 серия. Украинская ССР
ЦВ Краснодарский край, 3 серия. Российская СФСР
ЦЛ Целиноградская область Казахская ССР
ЦП Краснодарский край, 2 серия. Российская СФСР
ЦС Крымская область, 2 серия. Украинская ССР
ЦХ Кемеровская область, 2 серия. Российская СФСР
ЧА Чукотский АО Российская СФСР
ЧБ Челябинская область, 2 серия. Российская СФСР
ЧВ Черновицкая область Украинская ССР
ЧД Челябинская область, 3 серия. Российская СФСР
ЧЕ Челябинская область, 1 серия. Российская СФСР
ЧИ Чечено-Ингушская АССР Российская СФСР
ЧК Черкасская область Украинская ССР
ЧМ Чимкентская область Казахская ССР
ЧН Черниговская область Украинская ССР
ЧП Карачаево-Черкесия Российская СФСР
ЧР Чарджоуская область Туркменская ССР
ЧС Чуйская область Киргизская ССР
ЧТ Читинская область Российская СФСР
ЧУ Чувашская АССР Российская СФСР
ША Гурьевская область, 1 серия Казахская ССР
ЭС Эстонская ССР, 1 серия. Эстонская ССР
ЮА Московская область Российская СФСР
ЮБ Московская область Российская СФСР
ЮВ Московская область Российская СФСР
ЮГ Московская область Российская СФСР
ЮК Южно-Казахстанская область (Чимкентская область) Казахская ССР
ЮМ Московская область Российская СФСР
ЮО Южная Осетия Грузинская ССР
ЯК Якутская АССР Российская СФСР
ЯР Ярославская область Российская СФСР

Интересные факты

См. также

Ссылки

14px Searchtool.svg Индексы автомобильных номеров Европы
Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония
Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично
признанные государства:
Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
Бывшие государства: ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14px Searchtool.svg Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии