Меню

хойникская церковь номер телефона

Свято-Покровский женский монастырь, г. Хойники

cfbdaa229d4288d6415d30db212e00a6

971af034b7b0f54254cf94b6bf74a5db

С вято-Покровский женский монастырь был учрежден в 1705 году на месте основанной церкви князем М. М. Трубецким в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней храма стал местночтимый список иконы Божией Матери «Благодатное Небо», который был подарен храму в знак благодарности за сватовство к Хойникской княгине Агафье, дочери удельного князя Игнатия Шуйского. В начале 1922 года Покровская церковь была закрыта властями, а в 1928 г. разграблена и разрушена до основания. Церковный прислужник Тарасий Дашук подобрал выброшенную хойникскую святыню — икону «Благодатное Небо» и тайно отвёз к себе домой в деревню Губоревичи. После этого икона переходила из дома в дом, хранилась в разных деревнях. Последние 15 лет, до того момента, когда после аварии на Чернобыльской АЭС Покровская церковь была отстроена заново, хранительницей иконы была мирянка Александра Николаева, в будущем монахиня София.

П осле Чернобыльской аварии в Хойниках началось возрождение церковной жизни. В 1988 году, при содействии городских предприятий, под руководством священника Владимира Козака за короткий промежуток времени был заново отстроен каменный Покровский храм. Украинские и русские художники расписали его иконостас и стены. В 1989 году митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев; 1935-2021) освятил храм. В 1990 году при храме был образован женский монашеский скит. В начале 1995 г. построен небольшой домовой храм в честь равноапостольного князя Владимира. В 1999 году Синод Белорусской Православной Церкви постановил преобразовать скит в монастырь. Первой настоятельницей Свято-Покровского женского монастыря стала игумения Георгия (Шваб). Первоначально в монастыре было шесть сестёр.

В 2001 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обители была преподнесена в дар Казанская икона Божией Матери с патриаршим благословением.На сегодняшний день монастырь имеет небольшую территорию с садом и огородом. При монастыре открыта детская воскресная школа. Монастырь служит духовным центром в Чернобыльской зоне, духовно окормляет паломников, жителей города и района.

В обители проживает 6 насельниц (2017 г.). Настоятельница – игумения Евпраксия (Максименко).

247622, Республика Беларусь, Гомельская обл., г. Хойники, ул. Крестьянская 163.
Телефон: +375 234 621190

Источник

Свято-Покровский женский монастырь, г. Хойники Туровской епархии Монастыри Белорусской Православной Церкви

1

История

Свято-Покровский женский монастырь был учрежден в 1705 г. на месте основанной церкви князем М.М. Трубецким в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней храма стал местночтимый список иконы Божией Матери «Благодатное Небо», который был подарен храму в знак благодарности за сватовство к Хойникской княгине Агафье, дочери удельного князя Игнатия Шуйского.

В начале 1922 г. Покровская церковь была закрыта властями, а в 1928 г. разграблена и разрушена до основания. Церковный прислужник Тарасий Дашук подобрал выброшенную хойникскую святыню «Благодатное Небо» и тайно отвёз к себе домой в деревню Губоревичи. После этого икона переходила из дома в дом, хранилась в разных деревнях. Последние 15 лет, до того момента, когда после аварии на Чернобыльской АЭС Покровская Церковь была отстроена заново, хранительницей иконы была мирянка Александра Николаева, в будущем монахиня София.

В 2001 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обители была преподнесена в дар Казанская икона Божией Матери с патриаршим благословением.На сегодняшний день монастырь имеет небольшую территорию с садом и огородом. При монастыре открыта детская воскресная школа. Монастырь служит духовным центром в Чернобыльской зоне, духовно окормляет паломников, жителей города и района.

Источник

Свято-Покровский женский монастырь (Хойники)

270px %D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C %D0%A5%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Свято-Покровский женский монастырь был учрежден в 1705 г. на месте основанной церкви князем М.М. Трубецким в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней храма стал местночтимый список иконы Божией Матери «Благодатное Небо».

Содержание

История [ править ]

Монастырь учрежден на месте, где в 1705 году князем Трубецким была заложена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Главной святыней прихода стал местночтимый список иконы Божией Матери «Благодатное небо», который был подарен приходу в знак благодарности за сватовство к Хойникской княгине, дочери удельного князя Шуйского, которая была выдана в 1700 году замуж за князя Трубецкого.

В середине XVIII века храм был занят поляками и переоборудован в римо-католический костёл.

В 1990 году при храме была образован женский монашеский скит. В начале 1995 года был устроен небольшой домовый храм во имя равноапостольного князя Владимира. Решением Синода Белорусской Православной Церкви от 1 октября 1999 года скит был преобразован в монастырь.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Местонахождение [ править ]

Адрес: 247622, Беларусь, Гомельская обл., г. Хойники, ул. Крестьянская 163

Где остановиться [ править ]

Информация о гостинице при монастыре отсутствует. Вы можете остановиться в гостинице города:

Гостиница «Журавинка» расположена в центре города Хойники Гомельской области. Двухэтажное здание было реконструировано в 2010 году, рассчитано на 28 номеров, 44 места. В гостинице имеются одноместные, двухместные, четырехместные номера, а также номера «люкс» и «полулюкс». Для удобства гостей при гостинице работают парикмахерская, кафе, автостоянка, комната бытового обслуживания, есть камера хранения. Рядом с гостиницей находятся супермаркет, ресторан «Полесье», Дом культуры, парк, автостанция.

Адрес: Гомельская область, Хойникский район, Хойники, ул. Советская 40

Источник

Храм, который построишь сам

s000325 483019Старшеклассницы школ рыдают на последних звонках, ещё долгие годы взрослые люди с радостью встречаются в дни выпускников и дарят бывшим учителям цветы. Почему? Ответы на эти вопросы каждый находит в глубинах своей памяти, начиная с далёкого детства. И ещё подумалось: наверное, Людмилу Михайловну Чернякову, классного руководителя 6 “В” класса Хойникской государственной гимназии, нынешние воспитанники, все как один, будут всегда встречать, вспоминать не просто с любовью, с благоговением. Ведь кроме того что она учит их понимать таинственный мир музыки, способный зажечь сердца или радостью, или тихой грустью, учительница по субботам с половины одиннадцатого ведёт полуторачасовой факультатив православной культуры.

Конечно же, общеобразовательные предметы дают знания, но не все они воспитывают душу ребёнка. И когда на уровне Министерства образования по согласованию с Белорусской Православной Церковью стало возможным хотя бы на факультативном уровне приобщать подрастающее поколение к христианским ценностям, настал звёздный час тех педагогов, которые после соответствующей подготовки на курсах с энтузиазмом взялись за это благородное дело. Главное ведь в человеке – его душа. А православие – то вечно зелёное древо, которое, несмотря на то что вытравливали почву возле его корней и рубили воинствующим атеизмом крону, выстояло тысячелетия. И только оно удерживает высоту высочайшей нравственности.

Когда на родительском собрании Людмила Михайловна предложила s000325 759336папам и мамам своих учеников введение факультатива, согласились все. С интересом восприняли это и ученики. И сегодня её воспитанники по-другому смотрят на мир. С ними можно рассуждать о предназначении человека на Земле, жизни и смерти, что такое счастье, о смысле жизни, как подготовке к жизни вечной. Кто-то скажет: это ерунда – жизнь вечная. Но разве честно отрицать то, чего не знаешь? И разве есть такое право оставлять в неведении детский ум от вечных вопросов? Возможно, не все найдут дорогу к Храму, построят его в своей душе, остановятся на полдороге, но и не упрекнут потом в умалчивании.

Добрые семена, упав на благодатную почву, всегда дают хорошие всходы. Хорошие родители были у хойникской девочки Люды. Отец работал на аэродроме (в те годы “кукурузники” ещё доставляли пассажиров в областной центр и обратно), мама много лет посвятила районной санитарно-эпидемиологической службе. Но разве в то время не считалось стыдным перекреститься, носить крестик, разве не организовывались в первый день Пасхи субботники. Да и церкви в Хойниках не было.

Родители старались, чтобы дети получили образование. Старшая дочь окончила сельскохозяйственную академию, младшая – Белорусский аграрно-технологический университет, а средняя Людмила поступила в Гомельское музыкально-педагогическое училище. И радовалась, что у неё будет любимая работа, ведь нелюбимая – это мука: физическая и духовная.

После окончания училища в 1977 году по распределению ехали выпускники Черняковы – Владимир Матвеевич и Людмила Михайловна – мужем и женой в Жлобин преподавателями музыки…

Великий философ Иван Ильин сказал, что настоящая благодарность – это радость и любовь. И такая благодарность навсегда осталась в сердце Людмилы Михайловны к своим свёкру и свекрови. Родители мужа были людьми глубоко верующими, а дедушка за веру репрессирован. Рассказы о нём, чтение православной литературы коренным образом повлияли на мировоззрение её. Мир и согласие, единомыслие и доверие друг к другу, взаимное уважение и терпение, та любовь, которая происходит не от одной только влюблённости, а включает в себя любовь в Евангельском измерении и возрастает до Любви Божественной, которая, по выражению Данте Алигьери, “движет Солнце и светила” – всё это помогало супругам Черняковым создать прекрасную семью, которых мало. Трое сыновей с малых лет приучались к ответственности, у них глубоко развито чувство чистосердечия. Вместе с родителями сыновья молились друг о друге, ведь молитва объединяет и является самой ценной традицией семейной жизни.

Думается, в основе создания крепкой семьи Черняковых лежит именно творческое начало, без которого невозможно любое благое дело. И не только потому, что они люди творческие, оба прекрасные музыканты, певцы, сочинители музыки, песен. Владимир Матвеевич руководит детским ансамблем “Верасок” в школе искусств, который получил, а потом и подтвердил звание образцового. А интерес к личности друг друга, желание познать внутренний мир любимого человека, того, кто стал спутником в жизни – разве не есть творчество?

И ещё. Семья держится на самодисциплине родителей, которая является лучшим примером для детей. Наверное, здесь нужна и разумная строгость, которую иные родители путают с жестокостью. Ибо истинные слова: “Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сыновьями. Ибо есть ли какой сын, которого не наказывал бы отец. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности” (Евр. 12:7; 11).

В Хойникском храме прекрасный церковный хор, благодаря трудам супругов Черняковых, матушки Александры и регентши Анимаисы, которые также имеют музыкальное образование. Приезжающие священнослужители, паломники говорят, что такого нет даже в некоторых областных центрах. К нынешнему Рождеству репертуар хора пополнился новыми старинными песнопениями. И перед Рождественскими праздниками автору этих строк выпала счастливая возможность встретиться с Людмилой Михайловной, задать несколько вопросов, чтобы хоть немножечко прикоснуться душой к миру души этой удивительной женщины.

– Людмила Михайловна, жизнь коротка. И немало есть людей, которые считают, что правильно жить для себя, для души. Как Вы относитесь к таким высказываниям?

– Отрицательно. Потому что есть заповедь, на которой зиждется весь Закон “Возлюби ближнего своего как самого себя”. Если мы будем жить только для себя, то отрицаем Бога. Жить нужно для людей, делать добро. У нас есть Отечество, традиции, которые нужно сохранять. На уроках музыки я рассказываю ученикам, какое богатое наследство оставили нам предки. Культура, искусство… А что мы оставим своим детям, потомкам? На Земле всё преходяще, только духовное вечно. Разве Бетховен, Моцарт только для себя жили? Потому и вечны их творения, и каждый должен оставить свой добрый след на земле.

– Вы довольны своей женской судьбой?

– Да, довольна. И всё, что в ней происходит, – к лучшему. У меня есть любимая работа, хорошая семья, любимый муж, прекрасные дети. Если чего-то в жизни и не хватает, то верующие люди всё принимают с благодарением. Ведь разве плохо живёт тот, кто трудится? У нас мирное небо над головой, есть праздники, дети в школах учатся бесплатно, есть всё на столе. Было и хуже жили. Был и голод, и разруха, и война. Просто нужно сравнивать и говорить “Слава Богу за всё”.

– Вы красивы, женственны. Как Вам удается быть такой? Есть ли личные секреты?

– Наша внешность зависит от внутреннего духовного содержания. Каждый человек должен в жизни заниматься своим делом, так как у каждого есть призвание, талант, данный ему от Бога. Реализуя этот талант, получая постоянно положительный результат от плодов своей деятельности, получаешь духовное удовлетворение, полноту и радость. Всё это продлевает жизнь. Посмотришь, как человек одет, какой его разговор, движения и можно судить о внутреннем мире его.

– Есть ли у Вас любимый цвет?

– Коричневый, бордовый, фиолетовый. Почему? Даже не знаю…

– Любите ли Вы цветы? Которые растут или в букете, и как часто их Вам дарят?

– Люблю те, которые растут. Зачем срезать их, ставить в вазочку, чтобы по твоей вине цветы умерли через три дня. И так я говорю мужу, если он дарит… Хотя приятно.

– Любите ли Вы заниматься домашним хозяйством?

– Очень люблю наводить порядок в квартире, стирать, готовить. А больше всего заниматься своей работой: разрабатывать мероприятия, готовиться к урокам, заниматься с детьми.

– У вас взрослые дети. Что они доставляют Вам больше: радости или огорчений?

– Сыновья мне огорчений, слава Богу, не приносили. Они с раннего детства посещают церковь. Я им читала поучительные книги: детскую Библию, жития святых, мучеников за веру. Старший сын Павел теперь учится на первом курсе аспирантуры при Академии музыки. Он у меня пианист. Средний Олег работает в Глинищанском филиале детской школы искусств, окончил педагогический университет имени М. Танка, младший Сергей – студент второго курса университета искусств.

– Вы позволяете себе плакать?

– Даже не помню когда в последний раз плакала… Когда папа и мама болели, когда умерли. Муж не огорчает, он хороший, воспитанный человек, прекрасный семьянин.

– Какие, по Вашему мнению, лучшие годы у человека?

– Когда рождается семья, появляются дети, растут здоровыми, хотят учиться, не идут в дурные компании, стремятся достичь чего-то в жизни. Как мы радовались, когда старший сын дважды становился президентским стипендиатом, когда стал победителем конкурса пианистов!

– Людмила Михайловна, Вы счастливы?

– Я счастлива потому, что узнала Бога и нахожусь рядом с теми, кто этого достиг. Читаю много книг о тех истинно верующих людях, которые подвергались гонениям, репрессиям, жития святых. Они же ведь также считали себя счастливыми, потому что Бог – есть любовь. И в этом состоянии жизнь становится одухотворённой и обретает высокий смысл.

Разобраться во всех тонкостях богослужения непосвящённому или мало посвящённому человеку, конечно же, трудно. Но когда я стоял в церкви потом, после беседы с Людмилой Михайловной, таинство тысячелетнего обряда полностью захватило меня и уносило в те далёкие времена, когда наш мир был ещё молод и непорочен. Кажется, и в мыслях стал чище. Вспомнилась покойная мама. Как и все послевоенные вдовы-солдатки, она верила в Бога, но в церковь ходила только в большие праздники. И вот когда она всё же выбиралась в храм, я с трудом узнавал её после. Мама буквально молодела: куда-то девались морщинки, взгляд становился светлый и тихий. Точь в точь такой взгляд, как у Людмилы Михайловны Черняковой.

Владимир ДОЛГОЛЫЧЕНКО,
заслуженный журналист Белорусского союза журналистов.

Источник

Хойникская церковь номер телефона

Д. Л. Виноградов
Свобода превыше всего
При всей любви к Родине и готовности к самопожертвованию ради ее независимости Кароль Прозор был самым обычным крепостником. И при возможности он не гнушался закрепощать свободных partreht vinagradava dlja staronkiлюдей всевозможными способами. Очень любопытен случай с дворянами Станкевичами, жившими в Остроглядовичах.
Вконец обнищавшие шляхтичи Станкевичи взяли в аренду у Прозоров мельницу. Дело это было весьма выгодным, и поэтому во все времена мельницы и корчмы охотно арендовали евреи. Наверняка и Станкевичи складывали грош к грошу, чтобы хоть как-нибудь выбраться из нищеты.
Но, на их беду, в 1795 году проводилась российская перепись населения. И вскоре дворяне Станкевичи узнают, что Прозоры* внесли их в ревизские сказки (переписные листы) как крепостных крестьян под фамилией Мельник, а не Станкевич. А следовательно, отныне они являются крепостными Кароля Прозора. Гневу их не было предела, но, к сожалению, у них было очень мало денег для судебных тяжеб.
И все же Петр, Иван, Теодор, Александр и Кондрат Станкевичи начинают борьбу за свою свободу. Вначале заседает Речицкий поветовый суд, в котором бедолаги свое дело проигрывают. Проигрывают они все судебные процессы во всех инстанциях и в губернии. Тяжба длится в течение 33 лет. А в это время Прозоры используют свое право помещиков распоряжаться подневольными Станкевичами по своему усмотрению. Дети истцов Клементий Теодорович, Григорий и Семен Петровичи отданы в рекруты наравне с сыновьями крепостных крестьян. А Даниил Кондратович и вовсе определен в погонщики скота. Это было невыносимым унижением для дворян Станкевичей.
Но они не сдаются. Они подают жалобу в Правительствующий Сенат России. Станкевичи сумели найти привилей короля Жигимонта Старого от 1507 года о наделении их землей. Нашлось и одно из судебных дел Станкевичей от 1634 года. Прилагается также свидетельство из Полоцка, где еще в 1682 году подтверждается их дворянство. Есть судебные документы от 1752 и 1788 годов, где снова фигурируют Станкевичи. И, наконец, подтверждение ксендза Остроглядовичской парафии Юзефа Корсака о том, что дети Станкевичей при рождении в 1801, 1803, 1804, 1811 годах записаны в метрические книги костёла как шляхтичи. Просто удивительно, как смогли подневольные люди проделать такую сложную и кропотливую работу по поиску старинных документов.
Рассмотрел Сенат и объяснения Кароля и Людвики Прозоров по этому вопросу. Они смогли сослаться только на ревизскую сказку 1795 года. После тщательного рассмотрения Правительствующий Сенат России 16 мая 1828 года выносит свой окончательный вердикт по ищущим свободы Станкевичам, который гласил, что они (Станкевичи) «достаточно доказали свободность предков их и даже дворянское происхождение. А по сему Правительствующий Сенат полагает отменить решение судебных мест, предоставить означенным Станкевичам свободу для избрания рода жизни, согласно их желания».

*З матэрыялаў, перададзеных яшчэ ў канцы 2008 г. дзеля падрыхтоўкі кнігі «Хойнікшчына» да Дня беларускага пісьменства, Д. Л. Вінаградаў мусіў ведаць, што сяло Астраглядавічы ад 2 красавіка 1794 да 2 красавіка 1797 г. знаходзілася ў “арэнднай пасэсіі” Яна, сына Уладзіслава, Ястшэмбскага, за што апошні заплаціў дзедзічным уладальнікам 1833 дукаты і 6 польскіх злотых. Рэвізія 1795 г. была складзена паводле звестак эканома Юзафа Бакіноўскага [НГАБ у Мінску. Ф. 333. Воп. 9. А. з. 59. А. 113, 208], калі добра ўжо былі секвестраваныя расійскімі ўладамі. Сам К. Прозар з 1794 да 1802 г. быў у эміграцыі, а Людвіка ў тым годзе толькі вярнулася з-за аўстрыйскай мяжы (з Львова), каб вызваліць свой маёнтак ад забароны ім карыстацца. Не думаю, каб к. г. н. А. Р. Раюк, у якога Д. Л. Вінаградаў пазычыў сюжэт пра Станкевічаў, пагадзіўся б з прыведзенай характарыстыкай абознага: “не гнушался закрепощать свободных людей всевозможными способами”. Тым болей, паводле рэвізіі 1795 г., у маёнтку Шуйскіх/Прозараў у Стралічаве, Малішаве і найперш у самых Астраглядах працягвалі жыць свабодныя людзібаяры або зямяне розных прозвішчаў [тамсама. А. 169, 193 – 195, 215 – 219 адв]. (С. Бельскі)

Донос на обозного ( у арыгінале ў пісьменніка больш літаратурна – «Телега» на обозного )
Чем так не угодил великому обозному Каролю Прозору храпковский священник Петр Левицкий, осталось неизвестным. Быть может католический фанатизм вдруг взыграл? Но взъелся он на батюшку крепко и запретил пользоваться фундушной землей, что была при церкви.
Фундушем, или фундацией называлось дарение монастырям и храмам, другим учреждениям земельных угодий, денежных средств, движимого имущества, крестьянских выплат и других повинностей. Пожертвования (фундуши) делали паны или государство для их материального обеспечения.
Скорее всего, храпковской Свято-Никольской церкви была подарена земля вместе с крестьянами* либо Каролем Прозором, либо его отцом*. А значит, в любом случае земля являлась собственностью церкви. Не давая владеть землей законному владельцу, Прозор сознательно шел на нарушение закона. Случилось же это весной 1827 года, когда великий обозный Великого княжества Литовского, уже отойдя от политической деятельности, активно занимался управлением своим поместьем**.
Надо же, Великого княжества Литовского, хотя и в составе Речи Посполитой, к тому времени не существовало уже более сорока лет, а Прозор по всем документам по-прежнему величался великим обозным, то есть высшим (!) должностным лицом несуществующего государства.
Но батюшка Петр оказался не робкого десятка (!) и презрел старую пословицу: “С сильным не борись, а с богатым не судись”. Он подал в суд донос на обозного. Целых десять лет шла тяжба – с 3 октября 1827 года по 18 февраля 1837 года. И одолел все же батюшка великого обозного, получил от последнего по суду 1 759 рублей 50 копеек, деньги по тем временам немалые. Хотя Кароль Прозор вынужден был уступить, но, скорее всего, он интенсивно эксплуатировал землю, получая от нее доход, и пострадал незначительно (няма слоў! – С. Б).

* Capellanus Choynicensis прыкладна ад 1796 г. а йцец Бруна Лявіцкі быў дамініканцам.
**На 1796 г. згаданы рудакоўскі капелан Томаш Чачот, а значыць, у Рудакове пэўны час існавала хіба капліца. Цэнтрам парафіі быў касцёл Унебаўзяцця Найсвяцейшай Марыі Панны ў Астраглядах.
***Царква, як і сёння, мела тытул Свята-Пакроўскай.
****Абсурдна сцвярджаць, нібы гэткія імёны надавалі сваім дзеткам праваслаўныя, бо хрысцілі іх у царкве, дзе і атрымлівалі імёны ад святароў. Астраглядаўскі ж касцёл (будынак) у XIX ст., у адрозненне ад Юравіцкага ды філіяў Астраглядаўскага ў Хойніках і Брагіне, не адбіралі, тым больш, не знішчалі парафію, а існавала яна і ў пачатку 1920-х гг., хоць сталага ксяндза ўжо не было. Хойніцкія людзі з каталіцкімі імёнамі заставаліся яго вернымі. Навошта прыдумляць непатрэбшчыну?! Амбіцыйныя дылетанты нярэдка шкодзяць, а не асьвету нясуць. (С. Б.)

*Верагодна, маюцца на ўвазе прозараўскія іх часткі.
** У ладальнікам Хойнік быў тады яго бацька князь Дамінік Шуйскі, з 1720 г. – брат Мікалай і толькі з 1725 г.сам князь Ігнацы. Запіс надта сумнеўны, каб быць крыніцай.
*** Суседнія з Паселічамі вёскі нашага раёна Веляцін, Звяняцкае, Карпілаўка, Пудакоў належалі да Мікуліцкага Багаяўленскага прыхода. (С. Б)

Угодья Покровской церкви
Из истории известно, что церкви и монастыри тоже владели землями. Хойникская Святопокровская церковь не была исключением. Правда, земель было не так и много, но даже при небогатой пастве это позволяло священнослужителям все же сносно существовать. Сохранившаяся карта церковных земель, составленная в 1881 году землемером Иваном Прохоровым, показывает, что земля находилась не в одном месте: часть – в самих Хойниках, часть – в урочище Окушки», часть – в урочище Резки, часть – в урочище Дубровки. Делились же церковные земли при тч ем (пры чт ам) во главе с церковным старостой. И, конечно же, учитывались сан и значение священника в приходе. А посему у батюшки было под усадьбой и тремя огородами (в переводе на нынешние единицы измерения) 1,2 гектара земли, под сенокосами – 0,45 га, под пашней во всех трех урочищах в целом – 24 га. На старинную меру землицы у святого отца было почти целая волока без малого (чаму «почти» і «без малого»?; валока складала 21,36 га. – С. Б.).
Согласно начертанной экспликации земли можно судить, что приход был небогатым. Ибо в церкви не было дьякона, да и псаломщика тоже не было. Потому как в экспликации указан лишь исполняющий обязанности псаломщика. Земли ему отведено ровно втрое меньше. Но для такого должностного церковного лица имелся дом с полагающимися приусадебными участками, которых числилось 0,22 га, сенокоса – 0,15 га, пашен – 8 га.
Вместе с тем, при церковном приходе были под опекой «сироты духовного звания», возможно, это дети недавно умершего псаломщика, которого подменял некий прихожанин. И пусть под усадьбой и огородами было у них только 0,06 га, но пашни было все же около 3 га, что при эффективной обработке позволяло не умереть с голоду.
Такое распределение земли было нормой, да и по-другому не могло быть. Самое интересное в этом чертеже, что теперь точно можно определить месторасположение старой церкви и погоста, т. е. православного кладбища. Согласно этому чертежу, погост находился на территории нынешней площади Танкистов, там, где находился комбинат бытового обслуживания*, а старое церковище находилось на месте углового дома у школы № 2, где поворот на ДОК. Там находились дом и усадьба («ликбез» для пісьменніка-асветніка люду паспалітага: сядзібу і складалі жылыя ды гаспадарчыя пабудовы, агарод; яшчэ мог быць сад, у панскай сядзібепарк. – С. Б.) настоятеля церкви.

* Нават у гэтым інжынер-будаўнік Д. Л. Вінаградаў не даў рады разабрацца, бо пагост у цэнтры мястэчка ўва ўсе часы нонсэнс . Ранейшыя могілкі (каталіцкія і праваслаўныя) былі там, дзе і сёння. Пра тое ёсць сведчанне ад 1865 г. брагінскага благачыннага Максіма Ярэміча. Цікава, што і на плане 1881 г. могілкі – па-за межамі мястэчка. Але чалавеку захацелася здзівіць свет Сваім чарговым адкрыццём. І яшчэ. Аўтар мог бы ўдакладніць па-зямляцку для тутэйшых, наогул жа і для ўсіх зацікаўленых чытачоў, што мае на ўвазе не цяперашні Хойніцкі ДОК (рус.), а колішні, паблізу СШ № 2, на месцы якога сённяпустка. (С. Б.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *