Меню

и молчит мой черный телефон

? Голос в телефоне

В стихотворении «Голос в телефоне» Николай Заболоцкий поднимает проблему одиночества, которое является естественным атрибутом зрелого возраста. Строки пишутся в 1957 году за год до смерти поэта, и ему есть что взвесить в этой жизни, и есть о чем сделать выводы.

Телефон в стихотворении показан, как средство связи человека с внешним миром, голоса в его трубке олицетворяют жизнь, которая день за днем затухает и падает пеплом на страницы человечества.

Связь с юностью

Когда-то из телефонной трубки слышался смех и извергались потоки радости – в юные годы жизнь настолько бурлила, что телефонный аппарат разрывался.

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел.

Из трубки на главного героя просто высыпалась та часть жизни, до которой он не успевал в реале дотронуться рукой. Телефон был средством связи одного со многими, его звонок олицетворял саму жизнь, на его призыв радостно тянулась рука, ибо после поднятия трубки из неё выливались потоки радости и нежные слова любви.

Тишина зрелости

Однако время делает своё дело, на место бесконечной радости приходит успокоение и осознание того, что ты один в этом мире, с возрастом видишь, как любовь и дружба осыпаются, как осенняя листва.

Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Звонки становятся более редкими, и они уже не звучат таким переливом, как раньше, а из трубки все реже и реже выливаются волны смеха и счастья.

Уже не дождаться того звонка, для автора которого писалось Признание, уже на месте аттракционов радости только дикое поле, в котором властвует ветер. По привычке глаза также смотрят на черный телефон в надежде радостного сигнала с той стороны жизни, но он молчит, а в ответ на его молчание душа ожидающего звонка кричит от боли.

Телефон является мерилом пройденного, зеркалом жизни – когда она бурлит, то и аппарат вторит ей радостными сигналами, когда бытие затухает, то обет молчания принимает и телефон.

Стихотворение показывает нам одиночество автора строк на излете жизни, передавая его с помощью молчания черного телефона.

Средства выразительности

Несмотря на всего три строфы стиха в них имеются средства художественной выразительности, которые насыщают строки глубиной и выразительностью. Отметим эпитеты:

Символична градация эпитетов от стального провода, который олицетворяет молодость, до молчания черного телефона, показывающего зрелость человека и одиночество.

Также Заболоцкий использует в стихе сравнения:

В первом случае звонок телефона сравнивается с журчанием родника, во втором гудок уже звучит, как прощание с молодостью, а возможно и с жизнью.

Сам телефон в стихотворении является метафорой – он средство связи с внешней жизнью и по его звонкам видно, как она замолкает и затухает. Также к метафорическим сравнениям отнесем «как родник, струился и звенел» и «прощанье с радостью души».

Олицетворение «точно птица», которое показывает нам свойства телефона, когда его владелец был молод и полон сил.

Стих написан перекрестной рифмовкой (птица – звенел – излиться – хотел) и отлично передает нам состояние человека, который на закате лет остался непреклонным в своих решениях и награжден за это печатью одиночества.

Текст

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен.
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон.

Читает М Макаревич

Источник

Голос в телефоне

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен…
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.

zabolockii

Статьи раздела литература

0 min

cover 10

cover

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

snimok 2

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

«Голос в телефоне» Н. Заболоцкий

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.

А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.

Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен…
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.

Дата создания: 1957 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Голос в телефоне»

Счастливые минуты встречи героев «Последней любви» сменяются разлукой, которую обещало неумолимое «предчувствие горя». Общение сводится к телефонным звонкам. Этой теме посвящено пятое стихотворение знаменитого цикла, созданное в 1957 г.

Автор не использует в тексте лексему «голос», которая заявлена в названии. Она заменяется личным местоимением. Голос служит средством выражения психологического портрета собеседницы, а также индикатором взаимоотношений влюбленных. Показательна еще одна особенность произведения, связанная с семантикой заглавия: опираясь на антитезу двух временных отрезков, поэт ассоциирует их с характеристикой героини.

Первый катрен посвящен изображению голоса в прошлом, которое представлено с помощью комплекса сравнений. Звонкая, струящаяся музыка слов была подобна щебетанию птицы или журчанию родника. Сближение акустической доминанты со зрительным образом чистой проточной воды, переливающейся в дневном свете, позволяет автору расширить смысловой диапазон сравнительных оборотов. Приятные модуляции любимого голоса наделяются признаком сияния, а также свойством преодолевать пространственные преграды, изливаться «по стальному проводу». В начальной строфе лидируют жизнерадостные интонации: суммируя общее настроение и образное наполнение фрагмента, этот период прошлого можно именовать счастливым.

Содержание шести центральных строк составляет описание голоса «потом», в более поздний временной отрезок. Печальные, безотрадные изменения звукового образа характеризуются двумя сравнительными оборотами. В этом фрагменте поэт опирается на отглагольные существительные с отвлеченным значением. Прощание, раскаяние, рыдание – негативные коннотации указанных лексем передают тревогу и тоску, терзающие лирического субъекта. Эпизод замыкает мотив исчезновения. Зимняя пейзажная зарисовка подчеркивает отдаленность, затерянность звукового образа и его изменчивой, но дорогой сердцу обладательницы.

Эмоциональная оценка произошедших изменений, принадлежащая настоящему моменту, продемонстрирована в финальном двустишии. В основу его структуры также положен контраст: крику измученной души противопоставляется бесстрастная тишина. Последняя не только препятствует успешной коммуникации, но делает невозможным счастье субъекта речи. Символом дисгармонии становится вещная деталь, черный телефон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *