? Голос в телефоне
В стихотворении «Голос в телефоне» Николай Заболоцкий поднимает проблему одиночества, которое является естественным атрибутом зрелого возраста. Строки пишутся в 1957 году за год до смерти поэта, и ему есть что взвесить в этой жизни, и есть о чем сделать выводы.
Телефон в стихотворении показан, как средство связи человека с внешним миром, голоса в его трубке олицетворяют жизнь, которая день за днем затухает и падает пеплом на страницы человечества.
Связь с юностью
Когда-то из телефонной трубки слышался смех и извергались потоки радости – в юные годы жизнь настолько бурлила, что телефонный аппарат разрывался.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел.
Из трубки на главного героя просто высыпалась та часть жизни, до которой он не успевал в реале дотронуться рукой. Телефон был средством связи одного со многими, его звонок олицетворял саму жизнь, на его призыв радостно тянулась рука, ибо после поднятия трубки из неё выливались потоки радости и нежные слова любви.
Тишина зрелости
Однако время делает своё дело, на место бесконечной радости приходит успокоение и осознание того, что ты один в этом мире, с возрастом видишь, как любовь и дружба осыпаются, как осенняя листва.
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Звонки становятся более редкими, и они уже не звучат таким переливом, как раньше, а из трубки все реже и реже выливаются волны смеха и счастья.
Уже не дождаться того звонка, для автора которого писалось Признание, уже на месте аттракционов радости только дикое поле, в котором властвует ветер. По привычке глаза также смотрят на черный телефон в надежде радостного сигнала с той стороны жизни, но он молчит, а в ответ на его молчание душа ожидающего звонка кричит от боли.
Телефон является мерилом пройденного, зеркалом жизни – когда она бурлит, то и аппарат вторит ей радостными сигналами, когда бытие затухает, то обет молчания принимает и телефон.
Стихотворение показывает нам одиночество автора строк на излете жизни, передавая его с помощью молчания черного телефона.
Средства выразительности
Несмотря на всего три строфы стиха в них имеются средства художественной выразительности, которые насыщают строки глубиной и выразительностью. Отметим эпитеты:
Символична градация эпитетов от стального провода, который олицетворяет молодость, до молчания черного телефона, показывающего зрелость человека и одиночество.
Также Заболоцкий использует в стихе сравнения:
В первом случае звонок телефона сравнивается с журчанием родника, во втором гудок уже звучит, как прощание с молодостью, а возможно и с жизнью.
Сам телефон в стихотворении является метафорой – он средство связи с внешней жизнью и по его звонкам видно, как она замолкает и затухает. Также к метафорическим сравнениям отнесем «как родник, струился и звенел» и «прощанье с радостью души».
Олицетворение «точно птица», которое показывает нам свойства телефона, когда его владелец был молод и полон сил.
Стих написан перекрестной рифмовкой (птица – звенел – излиться – хотел) и отлично передает нам состояние человека, который на закате лет остался непреклонным в своих решениях и награжден за это печатью одиночества.
Текст
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен.
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой черный телефон.
Читает М Макаревич
Голос в телефоне
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен…
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
«Голос в телефоне» Н. Заболоцкий
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, как дальнее рыданье,
Как прощанье с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
Сгинул он в каком-то диком поле,
Беспощадной вьюгой занесен…
И кричит душа моя от боли,
И молчит мой чёрный телефон.
Дата создания: 1957 г.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Голос в телефоне»
Счастливые минуты встречи героев «Последней любви» сменяются разлукой, которую обещало неумолимое «предчувствие горя». Общение сводится к телефонным звонкам. Этой теме посвящено пятое стихотворение знаменитого цикла, созданное в 1957 г.
Автор не использует в тексте лексему «голос», которая заявлена в названии. Она заменяется личным местоимением. Голос служит средством выражения психологического портрета собеседницы, а также индикатором взаимоотношений влюбленных. Показательна еще одна особенность произведения, связанная с семантикой заглавия: опираясь на антитезу двух временных отрезков, поэт ассоциирует их с характеристикой героини.
Первый катрен посвящен изображению голоса в прошлом, которое представлено с помощью комплекса сравнений. Звонкая, струящаяся музыка слов была подобна щебетанию птицы или журчанию родника. Сближение акустической доминанты со зрительным образом чистой проточной воды, переливающейся в дневном свете, позволяет автору расширить смысловой диапазон сравнительных оборотов. Приятные модуляции любимого голоса наделяются признаком сияния, а также свойством преодолевать пространственные преграды, изливаться «по стальному проводу». В начальной строфе лидируют жизнерадостные интонации: суммируя общее настроение и образное наполнение фрагмента, этот период прошлого можно именовать счастливым.
Содержание шести центральных строк составляет описание голоса «потом», в более поздний временной отрезок. Печальные, безотрадные изменения звукового образа характеризуются двумя сравнительными оборотами. В этом фрагменте поэт опирается на отглагольные существительные с отвлеченным значением. Прощание, раскаяние, рыдание – негативные коннотации указанных лексем передают тревогу и тоску, терзающие лирического субъекта. Эпизод замыкает мотив исчезновения. Зимняя пейзажная зарисовка подчеркивает отдаленность, затерянность звукового образа и его изменчивой, но дорогой сердцу обладательницы.
Эмоциональная оценка произошедших изменений, принадлежащая настоящему моменту, продемонстрирована в финальном двустишии. В основу его структуры также положен контраст: крику измученной души противопоставляется бесстрастная тишина. Последняя не только препятствует успешной коммуникации, но делает невозможным счастье субъекта речи. Символом дисгармонии становится вещная деталь, черный телефон.