Меню

корабль номер 868 черноморского флота

Черноморский патруль: «Виктор Великий» отправится в Севастополь

ZB 7701

Именем героя

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уже принято принципиальное решение направить патрульный корабль «Виктор Великий» в Севастополь. Там он пополнит ряды 68-й бригады кораблей охраны водного региона (ОВР). В задачи этого соединения входят оборона мест базирования кораблей Черноморского флота, защита судоходства, патрулирования морских рубежей страны.

png

Корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачев»

RIAN 6568784.HR .ru

«Виктор Великий», названный в честь офицера ВМФ СССР Виктора Ивановича Великого, удостоенного в 1944 году звания Героя Советского Союза, станет пятым представителем серии. На сегодняшний день в строю находятся три патрульных корабля — «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Еще один, «Сергей Котов», в начале этого года был спущен на воду и готовится к испытаниям. Это самые новые корабли в российском ВМФ, они поступают на флот с 2018 года.

Море напряжения

Черное море остается критически важным пространством, которое необходимо укреплять современными кораблями, пояснил «Известям» экс-замминистра иностранных дел Сергей Орджоникидзе. Он напомнил об инцидентах с иностранными военными кораблями в акватории, в частности с нарушением британским эсминцем российских территориальных вод.

Речь идет об угрозе не только югу России. Достаточно вспомнить возможности современных эсминцев, вооруженных ракетами, которые достают до Москвы, — отметил дипломат. — Давление идет по всем направлениям. Это и бесконечные угрозы с юго-запада и с запада. Буквально недавно закончились маневры на территории Польши и прибалтийских стран непосредственно у границ нашего государства. Все время держат нашу страну в перманентном напряжении. Черное море — одно из направлений давления, военно-политического запугивания, которое не прекращается.

png

Британский эсминец Defender в районе мыса Фиолент

В последние годы Черноморский регион остается зоной военно-политической напряженности. К российским берегам регулярно приближаются корабли стран НАТО. Не обходится и без международных инцидентов, самым громким из которых за последнее время стала ситуация с британским эсминцем Defender. 23 июня он вошел в территориальные воды России и первоначально отказался сменить курс. В итоге нарушителя выдворили силы российского Черноморского флота, которым даже пришлось открыть предупредительный огонь.

RIAN 5737561.HR .ru

Регулярно с 1997 года в Черном море и на территории Украины проводятся международные учения Sea Breeze. В этом году маневры проходили с 28 июня до 10 июля. Командование ВМС США заявляло, что в этот раз в них будет задействовано самое большое количество стран-участниц за всю историю — 32 государства с шести континентов, общий контингент — 5 тыс. военнослужащих, 32 корабля, 40 летательных аппаратов. Правда, как сообщали «Известия», в действительности многие страны ограничились отправкой на маневры небольших подразделений или отдельных представителей.

Новейшие на флоте

Патрульные корабли проекта 22160 имеют водоизмещение 1,5 тыс. т и развивают скорость до 25 узлов. Они могут находиться в автономном плавании до 60 суток. На них установлены автоматическая 76-миллиметровая пушка, два гранатомета ДП-65 и два крупнокалиберных пулемета «Корд». Корабли оснащены современной гидроакустической станцией и противодиверсионным оборудованием.

Особенность кораблей типа «Василий Быков» в том, что они спроектированы по модульной схеме. Это позволяет установить на них вооружение или оборудование под конкретную задачу. Все необходимое монтируется на 40-футовых контейнерах, которые устанавливают на корабль.

Сейчас активно испытываются новые модули с вооружением и со вспомогательным оборудованием. Среди них — зенитные комплексы «Редут» и «Панцирь-М», противолодочное оборудование, модули с крылатыми ракетами.

Патрульные корабли приспособлены для использования подводных и воздушных беспилотников. Благодаря этому их экипажи могут в реальном времени отслеживать надводную и подводную обстановку в радиусе сотен километров.

png

Патрульный корабль проекта 22160 «Василий Быков»

IMG 4964.psd12000%204

Все корабли проекта 22160 строились для несения службы на Черном море. При этом действовать они могут не только в теплых морях. В прошлом году головной корабль «Василий Быков» был испытан в Заполярье. Перед этим он совершил дальний поход из Черного моря в Средиземное, обогнул Францию, по Северному и Балтийскому морям дошел до Петербурга, где принял участие в Главном военно-морском параде. Затем патрульный корабль по внутренним водным коммуникациям и Беломорканалу прошел в Белое море и испытал системы вооружения и жизнеобеспечения.

По результатам тестирования был сделан вывод, что корабли проекта 22160 могут применяться в Арктическом регионе. Вместе с тем военное ведомство приняло решение скорректировать проект. Сейчас прорабатываются параметры контракта на закупку новой партии. Если будет принято решение продолжить серию, новые корабли будут строить в модернизированном варианте.

Как уже писали «Известия», вместе с «Быковым» на Северном флоте испытывали малый ракетный корабль (МРК) «Одинцово» проекта 22800 «Каракурт». Прежде было неизвестно, могут ли такие корабли действовать в условиях аномально низких температур и сложной погоды. В ходе почти двухмесячного похода МРК успешно выполнил все задачи в Баренцевом и Белом морях и провел ракетные стрельбы. Испытания признали успешными.

Источник

В меру «Ретивый»: Черноморский флот усилят «невидимым» кораблем

RIAN 6194596.HR .ru

Корабль-невидимка усилит Черноморский флот. Речь о новейшем корвете проекта 20380 «Ретивый», который войдет в состав ЧФ до конца года. Он выполнен по технологии радиолокационной незаметности для радаров противника. Корабль станет выполнять задачи сторожевого — нести дозор, охранять караваны, защищать их от ударов с воздуха и из-под воды. Хотя на других флотах корветы используют как ракетно-артиллерийские боевые единицы, предназначенные для борьбы с надводными силами врага. Эксперты отмечают, что «Ретивый» укрепит южное стратегическое направление.

Средиземноморский вояж

APO6393.JPG

Корветы этого проекта получились универсальными и безусловно усилят не только ЧФ, но и всё стратегическое южное направление, считает бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.

— Долго находиться в отрыве от баз небольшим по размерам кораблям тяжело, — отметил эксперт. — Они должны действовать в ближней морской зоне, в первую очередь в Черном море. В то же время в Средиземном море из двух–трех таких боевых единиц можно организовать мобильно-поисковую группу, которая станет вести патрулирование, а при необходимости и сопровождать гражданские суда. Сирийский порт Тартус, где есть небольшая российская база, вполне подходит для места стоянки — там экипажи могли бы отдохнуть, пополнить запасы и провести мелкий ремонт.

Эти корветы разрабатывались как сторожевые корабли (СКР) и в составе ЧФ займутся своей непосредственной работой, согласен военный эксперт Дмитрий Болтенков.

— Раньше из-за нехватки кораблей их активно использовали в дальней морской зоне, — рассказал он. — Корветы Балтийского флота данного проекта ходили в Северную Атлантику и Красное море. Тихоокеанские — посещали Южно-Китайское море. В ходе этих походов выяснилось, что проект получился удачным — не было зафиксировано ни одной серьезной поломки.

На ЧФ ударный кулак составляют дизельные подводные лодки и новейшие фрегаты проекта 11356, вооруженные «Калибрами», а также флагманский крейсер «Москва». «Ретивый», имеющий на вооружении мощные противокорабельные ракеты и комплексы ПВО, всегда может их усилить, отметил специалист.

Фактически корвет способен заменить три класса боевых единиц прибрежной зоны — малые противолодочные, а также малые ракетные корабли (МРК) и катера, резюмировал Валентин Селиванов. Причем сделать это эффективно, так как имеет самое современное оборудование и вооружение.

Инновационный невидимка

Корветы проекта 20380 были спроектированы по последнему слову техники — с использованием стелс-технологий. Их надстройки изготовлены из многослойных композиционных материалов, что серьезно снизило заметность в радиолокационном диапазоне.

TASS 35165407

Подводная часть корпуса получила обводы, которые позволили снизить сопротивление воды на скорости около 30 узлов примерно на четверть. За счет этого корабль стал быстрее на 1,5–2 узла.

В арсенале «Ретивого» — противокорабельный комплекс «Уран» с пусковыми установками для ракет Х-35, имеющими дальность стрельбы до 260 км. Один такой боеприпас гарантировано пустит на дно судно водоизмещением до 5 тыс. т.

Он также вооружен универсальной 100-мм артиллерийской установкой А-190 с дальностью стрельбы 21,3 км и скорострельностью до 80 выстрелов в минуту. Ее башня построена с применением стелс-технологий и имеет характерные ломаные формы.

Источник

Семейство сторожевых кораблей пр. 1135 «Буревестник»: полвека на службе

1587571866 1135 2

Перспективный сторожевик

Тактико-техническое задание на новый сторожевой корабль (СКР), способный вести длительное патрулирование и сопровождать корабельные группы, защищая их от различных атак, было выдано в 1964 г. В 1968 гг. ленинградское ЦКБ-53 (ныне Северное ПКБ) завершило проектные работы по теме «1135» / «Буревестник», и вскоре на заводе «Янтарь» (г. Калининград) началось строительство головного сторожевика «Бдительный». В самом конце 1970 г. он вошел в состав Балтийского флота.

Серийное строительство «Буревестников» велось на калининградском «Янтаре», на ленинградском Заводе им. Жданова (ныне «Северная верфь») и на керченском «Заливе». С 1968 по 1980 г. предприятия заложили 21 СКР нового типа. Корабли предназначались для всех четырех флотов ВМФ СССР. Последний корабль сдали «под елочку» в 1981 г.

1587571918 1135 6

Служба большинства кораблей первой серии продолжалась до девяностых-двухтысячных годов. После развала СССР несколько сторожевиков достались Украине. Кроме того, в этот период корабли стали списывать из-за морального и физического устаревания, а также по причине невозможности дальнейшей эксплуатации. По итогам этих событий в составе российского флота остался только один СКР пр. 1135 – «Ладный», построенный в 1979-80 гг. Сейчас он завершает ремонт и вскоре должен вновь выйти в море.

Литера «М»

Уже в 1972 г., по результатам первых лет эксплуатации кораблей пр. 1135, появилось ТТЗ на проведение модернизации. Сторожевики улучшенного пр. 1135М должны были нести иное оснащение и вооружение с более высокими характеристиками. По результатам модернизации корабли нарастили мощь артиллерии и противолодочный потенциал.

Ввиду недостаточной огневой мощи спаренные артустановки АК-726 заменили изделиями АК-100 с орудием большего калибра и РЛС управления огнем МР-145 «Лев». ГАС типа МГ-332 «Титан-2» заменили более новой МГ-332МС «Титан-2Т». Также имели место другие доработки разного рода.

Головной корабль пр. 1135М заложили в конце 1973 г. и приняли в состав ВМФ через два года. Строительство серии продолжалось до начала восьмидесятых. Последний 11-й корабль серии, «Пытливый», сдали флоту в конце 1981 г. Корабли вновь распределялись между всеми флотами ВМФ СССР.

1587571912 1135 5

Модернизированные «Буревестники» в большинстве своем служили до рубежа девяностых и двухтысячных, после чего были списаны и утилизированы. В строю остается только корабль «Пытливый». Как и более старый «Ладный», он несет службу в составе Черноморского флота.

Пограничный сторожевик

В 1980 г. судостроители получили заказ от КГБ – имеющийся сторожевик пр. 1135 требовали доработать для использования в морских частях пограничных войск. Новый проект 1135.1 «Нерей» вновь разрабатывался в ЦКБ-53.

Пограничный СКР лишился противолодочной системы РБУ-6000; на место ее пусковой установки с кормы перенесли изделие АК-100 с РЛС «Лев». Также с кормы убрали ЗРК «Оса-М», а высвободившееся место использовали под вертолетную площадку. Побортно разместили две установки АК-630М с РЛС управления МР-123 «Вымпел». Гидроакустический комплекс обновили с применением изделий МГК-335 «Платина» и МГК-345 «Бронза».

Сторожевики пр. «Нерей» строились на заводе «Залив» с 1981 г. До распада СССР погранвойска КГБ успели получить семь кораблей; еще два оставались на разных стадиях строительства. Восьмой корабль серии достался Украине – теперь это флагман ее ВМС «Гетман Сагайдачный». Девятый корабль, заложенный в 1992 г., через несколько лет разобрали на стапеле.

С 1998 по 2002 г. российские погранвойска списали четыре сторожевика. Не так давно, в 2017-м закончил службу пятый, «Воровский». В строю остаются два корабля – «Орел» и «Дзержинский».

Новые модернизации

В начале восьмидесятых был поднят вопрос модернизации наличных кораблей с целью повышения их боевых возможностей. В 1983 г. был подготовлен проект модернизации 1135.2, предлагавший кардинальную модернизацию радиоэлектронного, гидроакустического и ракетного вооружения. Установка новых систем могла осуществляться при капитальном ремонте корабля.

1587571941 1135 4

Пр. 1135.2 предлагал удаление противолодочного комплекса и монтаж ударной системы «Уран» с противокорабельными ракетами. Старые ГАС заменялись единым ГАК МГК-365 «Звезда-М1». Предусматривалось серьезное обновление комплекса радиолокаторов.

Модернизацию кораблей поручили нескольким предприятиям, по месту службы кораблей. Процесс ремонта и переоснащения стартовал одновременно с пресловутой Перестройкой – и к распаду СССР успели обновить только три сторожевика. Два из них несли службу до двухтысячных годов, а третий списали в 2012-м.

Другой проект, 1135.3, предлагал замену противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель» более новым УРПК-5 «Раструб», а также модернизацию гидроакустических систем при помощи ГАК «Звезда-М1». Такое оборудование и вооружение поучил только СКР «Жаркий» их состава Северного флота. Он продолжал службу до 2002 г.

Экспорт и модульность

В девяностых годах Северное ПКБ разработало новый вариант пр. «Буревестник» – на этот раз с прицелом на зарубежный рынок. Исходную конструкцию сторожевика переработали с учетом современных тенденций, возможных пожеланий заказчиков и перспективных систем вооружений. Итоговый вариант такого проекта, доведенный до серии, получил номер 1135.6 (11356) и индийское имя «Тальвар».

При переработке предыдущих проектов сохранили только основные конструкции корпуса и часть общих систем. Остальное полностью переработали с внедрением модульной архитектуры, упрощающей как изменение проекта с учетом пожеланий заказчика, так и последующую модернизацию. После таких изменений корабль стал немного длиннее, а полное водоизмещение выросло с 3,19 тыс. т до 4 тыс. т.

1587571858 1135 1

В 1999 г. на Балтийском заводе состоялась закладка первого корабля пр. 1135.6 для ВМС Индии. Этот заказ предусматривал поставку трех кораблей – они вошли в состав флота в 2003-2004 гг. В 2007-11 гг. завод «Янтарь» построил вторую серию сторожевиков. С лета 2013 г. в составе индийского флота числится шесть «Тальваров».

Следующее поколение

В двухтысячных годах на базе пр. 11356 был создан новый пр. 11356Р. Суть нового проекта заключалась в переработке экспортного «Тальвара» с учетом требований ВМФ России. Основные подходы к конструированию и подбору комплектующих остались прежними, но изменился состав вооружения и оборудования.

В 2010 и 2011 г. Минобороны России разместило два заказа на шесть новых сторожевиков / фрегатов. В дальнейшем рассматривалась возможность строительства еще трех. Предполагалось передать корабли Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам, но затем подобные планы сократили. Все построенные фрегаты должны были поступить в состав Черноморского флота.

1587571879 1135 7

Головной корабль «Адмирал Григорович» заложили в конце 2010 г. и приняли в состав флота в 2016-м. Через несколько месяцев подняли флаг на «Адмирале Эссене», строившемся с 2011 г. В конце 2017 г. флот получил фрегат «Адмирал Макаров».

Строительство трех других кораблей столкнулось с проблемой. В 2014 г. украинская промышленность отказалась поставлять необходимые силовые установки, и строящиеся СКР остались без двигателей. В дальнейшем неоднократно появлялись различные сообщения о возможных действиях и мерах. Строительство могло быть заморожено или продолжено с использованием российских энергоустановок – с серьезным отставанием от исходного графика.

В июле 2019 г. стало известно, что три недостроенных корабля выкупила Индия. Российский завод продолжит строительство, а индийская сторона в обход российских судостроителей должна приобрести украинские двигатели. Сдача трех кораблей ВМС Индии ожидается в 2023-24 гг.

Полвека в строю

31 декабря 2020 г. исполняется ровно 50 лет со дня ввода в строй первого сторожевого корабля пр. 1135 «Буревестник». За первым «Бдительным» последовало еще 19 кораблей исходного проекта и 11 модернизированного. Впоследствии четыре таких СКР прошли модернизацию до 1135.2 и 1135.3. Также промышленность построила 8 пограничных кораблей «Нерей». По последним проектам 11356 и 11356Р построили шесть кораблей для Индии (еще три строятся) и три для России.

1587571933 1135 3

История проекта 1135 и его производных представляет большой интерес. Базовый проект семейства создавался в середине шестидесятых годов согласно требованиям своего времени. В дальнейшем требования менялись, и проект дорабатывался тем или иным образом. Наконец, в конце прошлого века проект подвергся радикальной переработке – но с сохранением значительной части черт.

В результате в составе ВМФ России можно одновременно наблюдать сторожевики «Ладный» и «Пытливый», построенные на рубеже семидесятых-восьмидесятых, а также совершенно новые фрегаты «адмиральской серии». Все это стало возможно благодаря высочайшему модернизационному потенциалу проекта, заложенному более полувека назад.

Источник

Россия обновляет Черноморский флот, несмотря на опасения командующего ВМСУ

orig 1589489161ST0oZpiUt2f1MXXjGakiRPrXbnegnK15aIgowZ8h

Россия располагает возможностью за ближайшие десять лет закончить обновление корабельного состава Черноморского флота. К такому выводу пришел обозреватель Федерального агентства новостей, проанализировав открытые источники.

Возрождение

На протяжении всей своей длинной и славной истории Черноморский флот играл важнейшую роль в обеспечении обороноспособности нашего государства, одновременно являясь силовой основой решения задач национальной морской политики на южном направлении. ЧФ рассматривался военно-политическим руководством государства не только как важнейший компонент «щита», оберегающего черноморские владения Отечества, но и как основа для формирования соединений, выполняющих задачи в акватории Средиземного моря, а если понадобится, то и в Атлантике.

После 1991 года прогресс ЧФ по понятным причинам сменился регрессом. Де-факто флот медленно, но верно «вымирал», с тяжелым сердцем готовясь к «переезду» в Новороссийск в случае срыва пролонгации российско-украинских договоренностей о его базировании в Севастополе.

К счастью, до полного коллапса флота дело не дошло. «Возвращение в родную гавань» Крыма в 2014 году кардинально изменило ситуацию, создав предпосылки для возрождения Черноморского флота.

Благодаря развертыванию в Крыму «самодостаточной группировки войск» (формулировка министра обороны РФ Сергея Шойгу), включающей новейшие береговые ракетные комплексы и комплексы ПВО, а также многочисленную авиационную группировку, полуостров уже в 2016 году превратился в непотопляемый и отлично защищенный ракетоносец/авианосец, «простреливающий» всю акваторию Черного моря.

Одновременно активно реализовывалась программа пополнения корабельного состава ЧФ новыми вымпелами. Отметим, что среди всех российских флотов именно он стал лидером по количеству полученных «калиброносцев» — кораблей, вооруженных крылатыми ракетами комплекса «Калибр».

Среди таковых на Черном море оказалось сразу шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, что позволило одним махом — дело небывалое для отечественного ВМФ после распада СССР! — укомплектовать новейшими единицами целое флотское соединение (4-ю отдельную бригаду подводных лодок).

full 1589489205eyLK4aoMrVgCTdEtupuiLGFldH1CafSD6KwovoZ4

Всего за 2014–2019 годы ЧФ получил 30 новых боевых кораблей и катеров. За тот же срок черноморцы получили 25 новых вспомогательных единиц: танкер, буксиры, плавкраны и т. д. Морская авиация ЧФ обновилась практически на 70%.

Удивительные масштабы его обновления объяснялись как минимум двумя причинами.

Во-первых, Москва в авральном порядке латала «дыру» в оборонительном периметре государства, образовавшуюся после 1991 года на южном направлении.

Во-вторых, начиная с 2015 года Черноморский флот стал в буквальном смысле слова самым воюющим из отечественных флотов, так как его силы и средства чаще других привлекались к обеспечению проведения контртеррористической операции на территории Сирии.

«Как бык овцу»…

К маю 2020 года в составе ЧФ числилось около 280 кораблей, катеров, подлодок и судов обеспечения, включая уже более 50 боевых единиц. Но на этом процесс «реанимации» флота, разумеется, не завершился.

«Черноморский флот находится на этапе активного оснащения и развития. Этот процесс продиктован логичной необходимостью не допустить угроз в адрес России с морских направлений на юге», — отметил 13 мая главком ВМФ России адмирал Николай Евменов в своем поздравлении моряков-черноморцев по случаю 237-летия ЧФ.

По словам Евменова, в скором времени ЧФ пополнится серией из шести патрульных кораблей проекта 22160.

«Надводная составляющая Черноморского флота также пополнится в ближайшее время тремя новейшими корветами, способными выполнять задачи в дальней морской зоне, серией малых ракетных кораблей проекта 22800», — добавил главком ВМФ.

full

Будет развиваться важнейший сегмент береговой инфраструктуры, судоремонта и судостроения. Черноморский флот будет сбалансированным и самодостаточным по составу сил и средств, подчеркнул адмирал в своем поздравлении.

Очевидно, что в настоящее время ЧФ находится в куда лучшей форме, чем в начале 2014 года, и по своему боевому потенциалу уж точно кроет ВМС соседней Украины «как бык овцу».

Конечно, прямо сравнивать ЧФ и ВМСУ в силу разных факторов некорректно. Но все же весьма показательна ситуация, когда одна страна продолжает пополнять свой флот «калиброносцами», способными бить высокоточными крылатыми ракетами на дистанцию свыше 1500 км, а другая гордится тем, что во втором десятилетии XXI века смогла собрать «Нептун» — клон советской противокорабельной ракеты начала 1990-х с заявленной дальностью до 300 км.

Так что у Воронченко, пополняющего ВМСУ речными бронекатерами и выклянченным у янки патрульным б/у, повод для нытья, похоже, будет сохраняться вплоть до самого конца адмиральской карьеры…

Странный «22160-й»

Однако вернемся к Черноморскому флоту. Номинально, исходя из количества введенных за последнее время в его состав новых вымпелов, его можно считать самым современным из отечественных флотов. Но следует понимать, что для полноценного соответствия стоящим перед ним задачам ЧФ следует продолжать обновляться и пополняться.

Если исходить из критерия минимальной достаточности сил и средств, то картина выглядит следующим образом.

Потребуется обновление производственных мощностей судостроительных и судоремонтных предприятий России на Черном море. Это весьма затратно, но иначе, после утраты Москвой в 1991 году мощнейшего Николаевского судостроительного комплекса и деградации крымской судостроительной инфраструктуры, находившейся до весны 2014-го под контролем Украины, обеспечить в полной мере потребности ЧФ в пополнении новыми кораблями и своевременном ремонте существующих вымпелов просто не получится.

ПВО и береговую оборону Крыма, а также баз ЧФ, на текущий момент можно считать обеспеченной. Но перевооружить находящийся юго-восточнее Балаклавы «Объекта 100» с устаревшего берегового ракетного комплекса «Утес» на новейший БРК «Бастион-С» все же не помешает.

Имеющуюся сейчас в составе ЧФ группировку подводных лодок следует считать достаточной.

full

Парк вспомогательных судов ЧФ, в котором до сих пор числится даже такой уникум, как спасательное судно «Коммуна», спущенное на воду аж в 1913 (!) году, следует продолжать обновлять. Конечно, в отчетах танкеры, буксиры, водолеи, плавкраны и водолазные катера смотрятся не столь пафосно, как боевые корабли, но флоту без вспомогательных судов никуда.

Малые противолодочные корабли и тральщики, находящиеся в составе двух черноморских бригад кораблей охраны водного района, в массе своей изрядно изношены, банально устарели и, конечно, требуют замены. Причем если для тральщиков проекта 266М есть замена в виде уже строящихся противоминных кораблей проекта 12700, то для малых противолодочных кораблей проекта 1124М замены никакой не просматривается даже теоретически.

Патрульные корабли проекта 22160, вводимые сейчас в состав 184-й бригады охраны водного района в Новороссийске, при вдвое большем, чем у МПК проекта 1124М, водоизмещении и куда большей дальности плавания, с нынешним составом вооружения бороться с подводными лодками не способны.

Параллельно надо срочно создавать современную замену для МПК проекта 1124М.

Проблемный флагман

Большие десантные корабли Черноморского флота все относятся к кораблям советской постройки — самый молодой из них вступил в строй в 1990 году. В связи с отсутствием специализированных военных транспортов ЧФ в основном использовал свои БДК для транспортировки грузов военного назначения.

Особенно активно черноморские БДК действовали на линии знаменитого «Сирийского экспресса», что, конечно, не лучшим образом сказалось на ресурсе кораблей. То есть какое-то время они еще «протянут», но задуматься об их возможной замене следует уже сегодня.

В связи с этим очень хотелось бы увидеть в составе ЧФ БДК нового поколения доработанного проекта 11711 типа «Владимир Андреев», строительство которых сейчас ведется в Калининграде. Еще больше хотелось бы увидеть ввод в строй ЧФ универсальных десантных кораблей проекта 23900. Первые два таких корабля планируется заложить в этом году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи.

full 1589489303BadfBmcXf8ATS6p3gReQcsU0s5SM19Tden9wsrPV

Следует ожидать, что в 41-й бригаде ракетных катеров ЧФ советское наследие в виде ракетных кораблей и катеров трех разных проектов постепенно будет меняться на «калиброносцы» — малые ракетные корабли проекта 21631 (уже есть в бригаде) и проекта 22800 (уже строятся). В случае необходимости малые ракетные корабли новых проектов смогут действовать не только в Черном море, но и в Средиземном — это доказано опытом использования МРК проекта 21631.

Переходим к самому, пожалуй, сложному — будущему боевого ядра ЧФ, которым является 30-я дивизия надводных кораблей. По большому счету, это и есть тот основной инструмент, которым Черноморский флот должен оперировать в дальней морской, а возможно и океанской зоне. Сейчас в составе дивизии числится флагман ЧФ, гвардейский ракетный крейсер «Москва» проекта 1164, два сторожевых корабля проектов 1135/1135М и тройка «калиброносцев» — новых фрегатов проекта 11356Р. На первый взгляд, не так уж и плохо, а вот на второй…

Сторожевики к настоящему времени безусловно устарели и продолжают использоваться на ЧФ просто в силу того, что их ГЭУ еще в строю. Выйдут из строя «движки», и 1135/1135М пойдут на списание. На замену этим ветеранам уже строятся два корвета проекта 20380. Они меньше по размерам, чем сторожевики советской постройки, но зато несут «Калибры».

«Москва» является головным крейсером проекта 1164. Введенный в строй еще в 1982-м крейсер за последующие годы активно эксплуатировался, прошел немало миль, принял участие в начале операции ВКС РФ в Сирии. На данный момент «Москву» поставили в док с целью скорейшего возвращения в строй.

То есть до конца 2020 года флагман и, кстати, единственный оставшийся в составе ЧФ корабль I ранга вернется, как говорят моряки, «в линию». Но сколько он после этого еще проходит? Плюс к этому «Москва» давно нуждается в модернизации.

Заменить «Москву» на Черном море будет нечем: ракетных крейсеров или эсминцев РФ не строит. Это с одной стороны. А с другой, так ли уж надо будет менять «Москву» в составе ЧФ на корабль аналогичного класса? Хочется, конечно, но… Но Черное море для «Москвы» откровенно мало — крейсер куда уместнее смотрелся бы в составе СФ.

Что у нас останется в 30-й дивизии лет через 5–8? Тройка «калиброносных» фрегатов проекта 11356Р — не густо. Вообще-то их в составе ЧФ должно было быть шесть, что позволило бы полностью обновить корабельный состав боевого ядра флота, как это было сделано с 4-й отдельной бригадой подводных лодок. Но газотурбинные установки для наших фрегатов изготавливались в Николаеве, и украинцы после событий 2014 года отказались поставлять в Россию уже оплаченные «движки». Наладить же быстро производство корабельных ГТУ на своей территории Россия не смогла — постройка второй тройки фрегатов проекта 11356Р была заморожена, а затем их сосватали индийцам.

full 15894893280QOjeQ2Ij82CgHJ82JUg6YNegvSHylaZLOAlR5ml

Добавим, что фрегаты 11356Р появились не от хорошей жизни, а в связи с задержкой постройки куда более мощных, а значит сложных и дорогих «калиброносных» фрегатов проекта 22350. Как нам кажется, в новых обстоятельствах 30-ю дивизию надводных кораблей Черноморского флота следовало бы в будущем пополнить фрегатами 22350, тем более что один из них, «Адмирал Амелько», в прошлом году был заложен именно для ЧФ.

Понятно, что быстро строить «22350-е» не получится, поэтому следовало бы рассмотреть возможность увеличения количества заложенных для флота корветов проекта 20380 еще на 2–4 единицы.

Если будут решения

Мы не можем утверждать, что озвученные нами меры по дальнейшему усилению ЧФ будут непременно выполнены. Но смеем надеяться, что все они вполне реализуемы, если военно-политическое руководство России примет соответствующие решения, а затем выполнение этих решений будет жестко проконтролировано.

В любом случае, процесс оснащения Черноморского флота новейшими кораблями и системами вооружения будет вестись «в соответствии с важностью задач по обеспечению безопасности государства на южном направлении», отметил главком ВМФ России адмирал Николай Евменов.

Федеральное агентство новостей полностью доверяет мнению адмирала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *