«Дети подземелья», или грызня за «Метрострой»
Бывший вице-губернатор Петербурга Владимир Лавленцев стал совладельцем АО «Стройтрансгаз», структуры Геннадия Тимченко: контора заявила о намерении бороться за объекты метростроения.
Таким образом, Владимир Лавленцев получил в собственность 19,99 % ООО «ОСХ». Этой компании принадлежит 88,7 % «Стройтрансгаза». Ранее пакет принадлежал Газпромбанку. 80,01 % долей ООО «ОСХ» владеет ООО «Волга Груп». Геннадий Тимченко и Владимир Лавленцев уже были партнерами: в 2012 году компания «Волга Груп» инвестировала в строительный холдинг «АРКС», но развивать компании как единый холдинг не получилось. В 2015 году компании Геннадия Тимченко вышли из «АРКСа».
Что же это за игры идут вокруг такого стратегического объекта, коим является «Метрострой»? Кто мутит воду?
В этих коллизиях попытался разобраться корреспондент The Moscow Post.
Владимир Лавленцев до 2010 года работал в правительстве Москвы, занимал пост первого заместителя главы Департамента городского заказа капитального строительства. Позже он возглавил холдинг «АРКС», который основал его отец, Александр Лавленцев.
В 2013–2014 гг. Лавленцев занимал пост вице-губернатора Петербурга. Он курировал вопросы городского хозяйства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и энергетики.
Об интересе структур Геннадия Тимченко к строительству метро в Санкт-Петербурге свидетельствует хотя бы тот факт, что компания «Стройтрансгаз» несколько дней назад зарегистрировала дочернюю компанию АО «Метротрансстрой». Об этом сообщала «Фонтанка».
По данным СПАРК, генеральным директором новой компании стал Константин Ерошенко. С марта 2020 года именно он является советником Сергея Харлашкина в ОАО «Метрострой».
Крупный акционер «Метростроя», семья Александровых, намеревалась смести Сергея Харлашкина с поста генерального директора компании. Инициатором кадровой ротации мог выступить «Стройтрансгаз». Об этом пишет РБК.
Сергей Харлашкин уцелел в должности генерального директора ОАО «Метрострой»
Владельцы «Метростроя», действительно, намеревались инициировать смену генерального директора компании. С инициативой поднять этот вопрос на собрании акционеров выступила супруга Ольга Александрова, которая ранее получила от своего свекра, Вадима Александрова долю в компании «Метрострой».
В Смольном сегодня рассматривают возможность привлечь к развитию ОАО «Метрострой» дополнительные средства. Это может быть сделано за счет банковских кредитов. Поиск инвестора происходит на фоне сложной финансовой ситуации в ОАО «Метрострой». К компании подано 2 банкротных иска. Об этом сообщал РБК.
«Стройтрансгаз» предлагает Смольному создание новой компании с участием городской администрации и АО «Стройтрансгаз».
Несколько дней назад, 13 августа Вадим Александров, действительно, был назначен советником генерального директора АО «Стройтрансгаз»: он будет курировать строительство метрополитена.
Перед назначением Вадим Александров вышел из уставного капитала АО «Метрострой». Но акции к «чужим» не ушли: 13,62% к уже имеющимся 0,01% получила Ольга Александрова, супруга его сына.
Надо напомнить, что Вадим Александров возглавил «Ленметрострой» еще в 1991 году, а с 1993 года избирался генеральным директором ОАО «Метрострой» до весны 2017 года.
Потом бразды правления перешли в руки Александрова-младшего. Но ненадолго.
Николай Александров сменил своего отца на ответственном посту в 2017 году
Все эти действия происходили на фоне острого конфликта с властями Петербурга. Смольный неоднократно пытался (и пытается) получить контроль над монополистом по строительству подземки.
Уголовное дело Александрова-младшего
Но за что же задержали Александрова-младшего?
Николай Александров был задержан в конце 2019 года в рамках уголовного дела о растрате 178 млн. рублей на строительстве Фрунзенского радиуса. Дзержинский районный суд избрал меру пресечения и для Олега Кузьменко генерального директора филиала ОАО » Метрострой».
Смольный неоднократно пытался (и пытается) получить контроль над монополистом по строительству подземки
Потом был арестован глава частной компании «Безопасные технологии и разработки» Анатолий Болотов. Оказывается, все они заключили подложный договор о закупке щебня для строительства станций Фрунзенского радиуса.
Глава Управления производственно-технологической комплектации Олег Кузьменко заключил договор с гендиректором компании «Безопасные технологии и разработки» Анатолием Болотовым на поставку щебня. Деньги были выделены и «освоены». Болотов обналичил 178 млн. рублей и передал их Александрову и Кузьменко. 80 млн. рублей он отдал лично в руки главы ОАО «Метрострой» в его рабочем кабинете.
Против Александрова, Болотова и Кузьменко возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ «Присвоение или растрата по сговору или в особо крупном размере». Об этом сообщал «Лайф».
Болотов пытался скрыться. Но его задержали в аэропорту Пулково с билетом в Израиль.
Николая Александрова на короткое время отправили в СИЗО.
Первые упоминания в СМИ о финансовых проблемах в «Метрострое» датируются январем 2018 года. Подразделение, которое занималось строительством Фрунзенского радиуса, обвинили в неуплате налогов. Трудовая инспекция насчитала долгов по зарплате на 76 млн. рублей. В марте 2018 года рабочие не вышли на работу, требуя денег за три месяца. Позже такие акции стали регулярными. Рабочие приходили бастовать к Смольному. Они даже остановили проходку тоннеля между Театральной и Горным институтом.
6 марта строители написали заявления о невыходе на работу. Все согласно Трудовому кодексу. Об этом сообщала «Комсомольская правда».
После того, как скандал с зарплатами стал достоянием общественности, руководство» Метростроя»выступило с официальным заявлением.
К выплатам долгов по зарплате подключились Государственная трудовая инспекция Петербурга, прокуратура, Управление Федеральной службы судебных приставов.
6 марта все изменилось. Деньги стали поступать. Но в итоге рабочим выплатили лишь часть зарплаты за ноябрь.
Портфель заказов ОАО «Метрострой» от правительства Петербурга составляет более 124 млрд. рублей
И вскоре инспекция труда снова насчитала долги по зарплате, но уже на 250 млн. рублей. Все это происходило, когда акционерам компании выплачивали многомиллионные дивиденды. А деньги госконтрактов ОАО «Метрострой» оказались в банке, который принадлежит Николаю Александрову. Об этом писал «Деловой Петербург».
Далее. Станции метро, запущенные в эксплуатацию, снова фигурировали в новостных передачах как проблемные. На станции «Новокрестовской» после ее открытия вмиг встали траволаторы, а на станции «Беговая» обвалилась плитка.
И вот тогда Смольный принял решение выкупить контрольный пакет акций компании.
По данным СПАРК-Интерфакс и списка аффилированных лиц на 30 июня 2020 года, ОАО «Метрострой» на 25% принадлежит ГУП» Петербургский метрополитен», на 21% Комитету имущественных отношений Петербурга, на 24,99% Николаю Александрову и 13,63% у Ольги Александровой. Остальными акциями владеют физлица.
«Театральная» и «Горный институт»- две станции, который продолжат оранжевую ветку метро в городе на Неве. Официальное название линии «Правобережная». Станция «Горный институт» появится в западной части Васильевского острова, на пересечении Большого проспекта и 24-25 линий В.О. Станция «Театральная» заработает прямо около Мариинского театра.
Между тем, портфель заказов ОАО «Метрострой» от правительства Петербурга составляет более 124 млрд. рублей.
Сегодня у Смольного заключено 4 контракта с «Метростроем»: на строительство зеленой (31,7 млрд. рублей), фиолетовой (33,9 млрд. рублей), оранжевой (20,8 млрд. рублей) и коричневой (37,8 млрд. рублей) веток метро.
Геннадий Тимченко решил попробовать свои силы в метростроении
В конце 2018 года стало известно, что Смольный внес в график госзакупок конкурс на поиск подрядчика, который до мая 2019 года должен был завершить работы по строительству трех станций «Проспект Славы», «Дунайский проспект», «Южная» за 8,2 млрд. рублей.
Эти станции «Метрострой» должен был сдать еще в декабре 2018 года. После того как город два раза увеличивал стоимость контракта с «Метростроем» по Фрунзенскому радиусу, цена составила 33,9 млрд. рублей.
Во время скандала, связанного со сдачей Фрунзенского радиуса, Смольный активизировал попытки приобрести контрольный пакет ОАО «Метрострой». Власти Петербурга заявили, что хотят довести долю города в компании до 51% вместо 46%. Смольный готов выложить на это благородное дело 1,5 млрд. рублей бюджетных средств.
Но пока все еще большую долю в компании контролирует дружная семья Александровых.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов
14 августа Совет директоров ОАО » Метрострой» рассмотрел вопрос об отставке генерального директора Сергея Харлашкина. За отстранение от должности голосовало четверо представителей совета, включая бывшего руководителя Вадима Александрова. Об этом сообщал «МК».
Но три представителя правительства, которые имели право голосовать, заявили, что Смольный не поддерживает отставку Сергея Харлашкина. Двое участников Совета вынужденно воздержались: это были представитель ГУП «Метрополитен», который оказался в отпуске, и бывший директор «Метростроя» Николай Александров. Он, напомним, «отдыхает» под домашним арестом.
Акционеры со стороны ОАО «Метрострой» намерены оспорить голосование в суде: по их мнению, процедуры были нарушены. И на заседании не было кворума.
Таким образом, вопрос со сменой лидера в ОАО «Метрострой» пока открыт. Компания «Стройтрансгаз» заявила о намерениях взять на себя метростроевские подряды.
Здесь невольно вспоминается, как Тимченко лоббировал другую стройку в Петербурге, что, вероятно, и обернулось самыми плачевными последствиями.
31 января в Петербурге обрушилось здание спортивно-концертного комплекса «Петербургский». Издание «Фонтанка» опубликовало видео с дрона, на котором видно, как погиб рабочий, демонтировавший крышу спорткомплекса. Когда началось обрушение, он не успел добежать до люльки. Издание утверждает, что подрядчики не имели опыта подобной работы, а начальство вынудило рабочего действовать без страховки. Спешка может объясняться тем, что против сноса выступали местные активисты. По их словам, власти помешали добиться признания спорткомплекса объектом культурного наследия, чтобы застройщик успел снести здание. Стройку на месте разрушенного СКК ведет никто иной, как Геннадий Тимченко. Об этом рассказывала «Медуза».
Но проектов на земле Северной столице олигарху недостаточно, а потому он решил проникнуть в многострадальную питерскую подземку.
Заметим, что убыток «Метростроя» в третьем квартале 2019 года составил 115,3 млн. руб., выручка 5,9 млрд.руб. В 2018 году чистая прибыль компании сократилась в 27 раз!
Смольный настаивает на владении 100% в ОАО «Метрострой»: грызня продолжается. Сумеет ли Смольный получить эти 100 %? Или новые станции метро в Северной Пальмире будут строить еще лет 50?
Метрография
Продолжается фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты!
Присылайте в редакцию свои снимки по трем темам: «Метродинастия» (с рассказами о семье), «Я строю» (с рабочего места, например, со строительной площадки) и «Мое хобби» (чем занимаетесь в свободное время). Фотографии отправляйте по адресу: 127051 Цветной бульвар, 17, редакция газеты «Метростроевец», на официальную электронную почту pr@metrostroy.com, а также выкладывайте в социальных сетях (Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм, Одноклассники) с хештегом #метрография. В каждом номере мы будем публиковать снимки участников конкурса, а авторы лучших фотографий получат призы. Один из них — книга о столичном метро «Свет и тень».
Одна из первых участников конкурса #метрография Антонина Басовская @basov4ik не только умеет работать с цифровым нивелиром, но и знает, как приготовить идеальный бисквит. Талантливая девушка – маркшейдер в ТО-6, ее молодой человек Владимир трудится в Мосметрострое по той же профессии. В его день рождения Антонина сменила спецодежду на поварской фартук и испекла большой торт с пряничным маркшейдром на верхнем корже. Да, с таким кулинаром наши геодезисты точно не останутся голодными.
Свой снимок прислала Наталья Крекова — начальник отдела кадров и социального развития АО «Мосметрострой». Она знает, что занятия спортом не только улучшают здоровье, но и поднимают настроение: «Я постоянно участвую в забегах на разные дистанции. Например, недавно пробежала два километра в помощь благотворительному фонду. Я всех призываю заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. И не забывать помогать тем, кто в этом нуждается». Кроме того, Наталья стала участником XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов 2017, который проходил в Сочи с 14 по 21 октября.
Свой снимок прислала Ульяна Седлова @miss.sedlova, которая работает курьером в ООО «Тоннель-2001». Хобби девушки – легкая атлетика. «Обычно у меня пять-шесть тренировок в неделю и после каждой их них – отличное настроение!» – делится Ульяна.
Продолжается фотоконкурс #метрография для читателей! Свой снимок в соцсети опубликовал Владимир Стебаков, он трудится в Мосметрострое помощником бурильщика.
Свое фото в редакцию отправила лаборант ТО-6 Татьяна Барышева. Два года на- зад Александр Попов сфотографировал девушку на строящейся станции «Окружная» – это был ее первый рабочий день в Мосметрострое. «Я заканчивала МИСиС. Через полгода после выпуска меня пригласили лаборантом в Мосметрострой. Самое классное в работе – видеть, как преображается станция. Еще очень люблю петь. Мечтаю однажды выступить на большой сцене».
Продолжаем фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты! Свой снимок в редакцию отправили заместитель начальника договорного отдела Дмитрий Чевтайкин и заместитель начальника отдела механизации горнопроходческих работ Корней Гнатюк. На фотографии молодые люди поздравляют всех женщин Мосметростроя с 8 Марта.
Продолжаем фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты! Свой снимок в редакцию отправил заместитель главного инженера ООО «СМУ-1 Метро- строя» Евгений Мамонов. «С детства люблю скорость и мотоциклы. Я унаследовал эту тягу от дедушки, который работал в ГАИ. Он сопровождал кортежи первых лиц государства на мотоцикле. Я гордился, когда дедушка приезжал в парадной форме в наш двор. Все соседские дети мне завидовали. Два года назад в мотошколу меня привел друг Алексей. Теперь моя жизнь навсегда связана с мотобратством».
Свой снимок в редакцию отправила старший бухгалтер ООО «Тоннель-2001» Елена Ермак. «В 1987 году я пришла на ЗАО «Черкизовский завод Метростроя» мотористом БСУ. За плечами уже немалый стаж. Я не могу сидеть без дела, люблю что-то мастерить. И вот уже год, как увлекаюсь декупажем. Это занятие приносит массу положительных эмоций, когда видишь, как преображается простая баночка. Получаются, на мой взгляд, неплохие работы, которые можно подарить близким, друзьям». На второй фотографии – первая участница нашего конкурса Антонина Басовская, маркшейдер ТО-6. Она разместила в соцсети снимок самодельного торта и получила награду.
Продолжаем фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты! Свой снимок прислала экономист ТО-6 Комар Анастасия.
«Мое хобби не типично для девушки, но так здорово испытать себя! Чувство адреналина зашкаливает, когда выходишь на ринг, ради таких ощущений хочется двигаться вперед и работать над собой все больше и больше!».
На втором фото – начальник отдела кадров и социального развития Мосметростроя Наталья Крекова. Она стала второй участницей конкурса и прислала в редакцию свою фотографию с благотворительного марафона «Забег добрых дел», а теперь получила заслуженную награду!
Продолжаем фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты! Сегодня в номере фотография пресс-секретаря Мосметростроя Екатерины Шергиной. На карточке – семья метростроителей: сама Екатерина, ее родители – ветеран Метростроя Владимир и диспетчер Управления Овсана Галкины, а также супруг Екатерины – горный мастер СМУ-9 Роман Шергин.
«В детстве я и подумать не могла, что продолжу династию метростроителей. Родоначальниками были мои бабушка и дедушка Зинаида и Александр Галкины. Они трудились на строительстве первых очередей метро. Если сложить общий стаж нашей семьи, то получается 243 года».
На втором фото лаборант ТО-6 Татьяна Барышева. Она прислала снимок, сделанный в первый день работы на Мосметрострое. Татьяна получила подарок за участие.
Продолжается фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты!
Главный энергетик АО «КСУМ» Алексей Козлов прислал снимок с рыбалки. На фото строитель удит рыбу вместе со своим девятилетним сыном в Чеховском районе. «Я сам с детства ходил на рыбалку. Теперь стараюсь приучать к природе сына. Каждые выходные беру его с собой рыбачить. Также всей семьей участвуем в эстафетах, которые проводит Мосметрострой, соревнованиях в честь Дня города и Дня строителя».
На втором снимке запечатлены заместитель начальника договорного отдела Дмитрий Чевтайкин (справа) и заместитель начальника отдела механизации горнопроходческих работ Корней Гнатюк. Оба сотрудника Мосметростроя награждены за фотопоздравление всех женщин компании с 8 Марта.
Продолжаем фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты! Свой снимок редакции предоставила начальник отдела кадров СМУ-6 Светлана Горбачева. Созданием гербариев она увлекается еще со школьной поры. «Во втором классе на День учителя сделала преподавателю гербарий – это моя первая работа. Тогда не было рамочек для композиций, их оформляли бархатом. В прошлом году собрала на даче цветы для новых картин. Оказалось, современные книги для засушивания не годятся – шрифт отпечатывается на растениях. Тогда я решила использовать издания 70-х годов. В них все получилось, и даже сохранился цвет. Гербарии сделаны из рудбекии, дикой моркови, девичьего винограда, тысячелистника, полыни, люпинов, колокольчиков, анютиных глазок. Композицию выстраиваю по своему вкусу и настроению».
На втором фото – курьер из ООО «Тоннель-2001» Ульяна Седлова. За эффектное фото с тренировки по легкой атлетике девушка получила заслуженный приз.
Продолжаем фотоконкурс #метрография для читателей нашей газеты! Свой снимок в редакцию прислал главный инженер СМУ-5 Алексей Глаголев. Хоккеем метростроевец увлекается с детства. Сейчас играет за команду «Вольта» – одну из сильнейших в Ночной Хоккейной Лиге Москвы.
«Хоккей – это вид спорта для настоящих мужчин. Несмотря на большую занятость, всегда стараюсь находить для него время. Именно он научил меня никогда не сдаваться ни при каких обстоятельствах. Это очень помогает в работе и в жизни!»
На втором фото запечатлена Елена Ермак, старший бухгалтер ООО «Тоннель-2001». Награду за участие в конкурсе ей принес снимок, посвященный любимому хобби – мастерству декупажа.
Сотрудники «Метростроя» пригрозили пикетом из-за проблем с зарплатой
Сотрудники обанкротившегося «Метростроя» пригрозили выйти на пикет из-за проблем с выплатой зарплаты за сентябрь. Он заявили, что хотят собраться у офиса компании на Загородном проспекте.
Сменщик «Метростроя» получит новые проходческие щиты для стройки станций
Также они грозят выйти к Смольному вместе с семьями, чтобы требовать полного погашения долгов. Как пишут строители метро в соцсетях, они не получили зарплату за сентябрь и расчётные листы.
Также они пишут, что вместо «бесшовного перехода» их всех уволили и приняли на работу с испытательным сроком в 3 месяца. Некоторым категориям рабочих при этом срезали оклады.
В начале прошлой недели «ДП» писал, что Смольный расторгает все контракты с «Метростроем». Все объекты передадут новой компании «Метрострой Северной столицы». Объявлять конкурс для этого не придётся, так как МССС получил статус единственного исполнителя.
К началу октября почти 75% сотрудников «Метростроя» перешли в МССС. Нанимать сотрудников компания начала в конце сентября.
Метростроевцы выходили на пикеты и акции протеста в 2019 году. Сотрудники подрядных организаций и подразделений «Метростроя» собирались у здания городской администрации с требованием погасить оставшуюся часть задолженности по зарплатам. Также они устраивали голодовки и отказывались подниматься на поверхность по окончании смены.
UPD / 21.10.2021 / 21:21
В свою очередь «Метрострой» ответил на претензию по зарплатам.
«АО МССС при расчете использует обновленную тарифную сетку и прозрачную политику премирования. При этом базовый тариф для большинства категорий рабочих при трудоустройстве в АО МССС был увеличен на 85% по сравнению с тарифами АО «Метрострой». Отметим, что при трудоустройстве сотрудника на аналогичную должность совокупный доход остаётся на прежнем уровне. Также мы предлагаем расширенный социальный пакет, который включает в себя ДМС (добровольное медицинское страхование), страхование жизни и страхование от несчастных случаев, доплаты по больничному листу и различные стимулирующие мероприятия», — заявили «ДП» в пресс-службе компании.
Ничего подобного нигде в мире нет. Московскому метрострою – 90
История метростроения на несколько лет старше истории самого метрополитена. И эта история не про стройку, она про дух того времени, когда фактически кирками и лопатами метростроевцы создавали город под землей. Город, в котором вместо дорог – высоковольтные рельсы, транспорт – одинаковый для всех. Город-миллионник, где каждый дом – дворец.
Димитриос – грек. Москву знает и любит, столичное метро считает главным. нет, не средством передвижения, главной достопримечательностью. Потому что больше ничего подобного нигде в мире нет.
«И особенно хочу хвалить старые станции. Я был и во Франкфурте-на-Майне, я был в Мадриде, был в Риме. Каждый раз в Афинах я чертыхаюсь. Как купить билет, как идти, куда идти, все эти основные вещи», – говорит журналист Димитриос Ляцос.
Московское метро выигрывает в сравнении, об этом говорят жители Нью-Йорка. Московское метро меняет слова на эмоции. Но строили метро, конечно, не ради этого. Сто лет назад паутина трамвайных рельсов окутала весь город. Вагонам разъехаться с извозчиками возможно было, только если спрятать рельсы под землю. В 1931 году была заложена первая шахта. А десятки профессий, в том числе – геологоразведчики, инженеры, строители, тогда объединились в одну – метростроевец. И престижнее ее не было.
Ветеран метростроя Владимир Галкин говорит, что все в его семье посвятили себя метрострою. Общий стаж на Мосметрострое династии Галкиных почти 250 лет. Отец Владимира Александровича начинал проходчиком на «Красносельской» – первой линии метро. Мама там же работала лебедчицей. А один из их сыновей стал первым, кто применил новые технологии при бурении глубокого наклона в капризных и опасных московских грунтах. Да ещё и при плотной застройке Москвы.
В мае 1935-го открывается первая линия. «Сокольники» – «Парк Культуры». Ни один импортный механизм для бурения не мог конкурировать с энтузиазмом строителей.
«Осенью 1934 года на строительстве первой очереди метро работало примерно 75 тысяч человек. Буквально на каждом квадратном метре находилось по метростроевцу, которые вкладывали душу в эти подземные дворцы, которые создавали своими руками», – рассказывает историк Московского метрополитена Александр Попов.
Ещё через два года была готова вторая очередь от «Смоленской» до «Киевской». Не прекращали строить метро даже в годы войны.
«За 90 лет мы пережили, то есть Московский метрострой пережил разные времена. И славу и проблемы, которые возникали. Есть один из великих начальников Метростроя, господин Полежаев, он за свою бытность сдал 43 станции», – говорит генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков.
Это было в 1960-е, когда ручной труд под землей был основным. Сегодня дорогу строителям прокладывают тоннелепроходческие щиты. Их принято называть женскими именами, например, «София» или «Татьяна». В честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Уверенно, порой опережая график, они деликатно обходят сложившуюся инфраструктуру города.
«Сооружение в месяц проходит примерно 350-400 метров погонных. Если мы это делаем ручным трудом при помощи комбайнов, мы делаем порядка 60-80 метров. Чуть ли ни в пять раз увеличивается с точки зрения скорости выполнения физических объёмов», – делится Жуков.
Более 400 километров подземных дорог, красивым разноцветным узором из 14 линий они разложились на всеми узнаваемой схеме, к которую гармонично вплетается МЦК, хорды и диаметры. 90 лет Метростроя – опыт бесценный. Для нового развития самого комфортного и красивого в мире метро.