Меню

школа гимназия номер 4 степногорск

Этот добрый, уютный дом — школа-гимназия №4 имени Льва Толстого

Школа-гимназия №4 считается одной из самых сильных школ Степногорска. Большая часть ее выпускников успешно продолжают учебу в вузах, здесь внедряются новые методы обучения. Ученики побеждают в конкурсах и олимпиадах. Учителя работают по авторским программам, их хорошо знают и в области, и в республике.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA 2 scaled

Готовясь писать о 4 школе, я весь вечер изучала отчеты о ее работе за последние 2 учебных года. Чем только здесь ни занимаются: проводят квесты, вебинары, коучинги, внедряют STEM-образование, — в общем, текст без словаря не прочтешь. Но, в то же время, я понимаю: это они не просто пыль в глаза пускают — школа, действительно, очень серьезно уже много лет нацелена на самые новые идеи, проекты, методики.

Помню, в 90-е годы, они ввели блочно-модульную систему обучения. Это было удобно: в день у ученика не 6-8, а 3-4 предмета, меньше подготовки, да и учебников в портфеле тоже. Опять же, учителю есть где разгуляться: у него не 45, минут, а 90. Результаты были отличные. Но недавно им это запретили. Говорят, надо, как все — по стандарту. А как все — им неинтересно, вечно что-то придумают.

Вот один пример. Не так давно в Казахстане заговорили о трехъязычии, а в школе — В. А. Щербина, М. Ф Стоян, А. В. Филатова, Бойко Е. В. уже третий год преподают физику, биологию, информатику, химию не только на русском, но и на английском языке. Вероника Александровна Щербина, которая является не только преподавателем биологии, но и бренд-послом английского языка в Казахстане говорит, что поначалу думала стимулировать детей: давать бонусные баллы, если они будут отвечать по-английски, а потом заметила, что для многих это не очень важно, им просто интересно.

В 2019 году команда школы под названием «Aviators» победила в Республиканском конкурсе школьников под названием «Nazarbaev Fund Schols Challenge». Они не только показали знание языка, но и предложили, как можно усовершенствовать самолеты (такова была тема конкурса). В результате стали победителями и вместе с преподавателем на неделю отправились в Англию в университет Крэнфилд, где готовят настоящих пилотов и авиаинженеров.

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %D0%B3%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F 4

Но не английским единым живет 4 школа. Учителя все время учатся, а потом учат коллег. Это сейчас система такая, чтоб помогать преподавателям маленьких поселков. Таких «подшефных» у школы 6, для них как раз и проводятся мастер-классы, тренинги и коучинги (что, примерно, одно и то же).

А еще учителя постоянно участвуют в олимпиадах и соревнованиях разных уровней и выигрывают. Вот только некоторые, они одержали победу на республиканском уровне в последний год: Е. Н. Титова — учитель математики стала победителем Республиканского дистанционного конкурса с международным участием в номинации «Лучший план урока». С. В. Жакишева и Н. С. Кабикенова заняли 2 место в Республиканской дистанционной интернет — олимпиаде «Зияткер». В. Ю. Борисенко — учитель физической культуры стал победителем Республиканского дистанционного конкурса «Өнегелі ұстаз». Н. Н Довгаль — выиграла дистанционные республиканские олимпиады «Учитель истории Казахстана», «Конвенция о правах ребенка».

Учителя начальных классов не отстают от «старших».

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD

Недавно школа получила роскошный подарок от ТОО «Степногорск Энергокомплекс»: кабинет робототехники. Там царит Анастасия Вячеславовна Филатова, компьютерный гений школы и по совместительству учитель информатики. Роботы конструкторов 4 школы уже вполне конкурентоспособны на уровне Республики.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0Но 4 школа готовит не только технарей. Здесь сильные историки, опытные литераторы. Уже 20 лет Валентина Николаевна Миславская, заведующая школьной библиотекой, ведет в школе кружок «Юный корреспондент». Звучит не очень солидно: кружок надо бы переименовать хотя бы в пресс-клуб, потому что они там не стенгазеты выпускают. Много лет каждый месяц в школе выходила настоящая школьная газета тиражом 50 экземпляров. А в ноябре 2020 года выйдет ее 1-й электронный вариант.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D1%8E%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8B

Юные журналисты побеждают на международных олимпиадах. А для некоторых из них журналистика стала профессией. Так, Алексей Цубенко работает фотокорреспондентом в Волгограде, Максим Балуев — журналист в Новосибирске, Татьяна Криницына — декоратор телевизионных новостей в Москве, Алия Сармурзинова – журналист Asiarussia.ru.

Я обычно пишу о событиях и людях 70-90-хх годов, чтоб эти страницы, нашей истории, не забылись в эпоху ломки и экспериментов. Хочется сохранить старые фото, свидетельства степногорцев первых лет существования города. Но меня увлекла и современная жизнь этой школы.

А теперь поговорим о веке XX. В 2010 году, когда я делала ролик о 4 школе и беседовала с учителями, работавшими здесь в первые десятилетия ее существования, то отметила, что все они единодушно говорили от том, как комфортно и интересно им работалось здесь. Прошло 10 лет, я опять беседую с преподавателями — теперь уже другими и слышу в ответ от ветеранов-учителей то же самое: «Нам всегда хотелось бежать в школу», или: «Фишкой школы был хороший дружный коллектив. Если брались за какое-то дело, то не делили на свое и чужое, а делали все вместе».

Таисия Дмитриевна Ермакова пришла на работу в школу, которой еще не было, летом 1970 года, оставив с мамой восьмимесячную дочку. Учителям выделили кабинет в 1 школе. Они ходили по садикам, переписывали будущих учеников. Занятия 1 сентября начались в вечерней школе. Свое помещение еще не было готово, хотя учителя летом ходили отмывать классы, расставлять мебель. И только 9 сентября состоялся первый урок в новой школе. Вот выпуск Таисии Дмитриевны 1974 года.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D0%95%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Первым директором была Юнона Александровна Гущина. Она проработала всего год, а потом школу возглавила Александра Григорьевна Рогачева. Таисия Дмитриевна говорит, что директором она была строгим, но справедливым, всегда шла навстречу учителям, умела дать совет, ведь в коллективе было много совсем молодых учителей. Из своих коллег первых лет Таисия Дмитриевна вспоминает Александру Ивановну Бобкову, опытного математика, к которой молодая учительница часто ходила на уроки. Тогда начинали работать будущие звезды школы: преподаватели английского — Алла Александровна Пономаренко, Валентина Ерофеевна Генералова, математики: Татьяна Ивановна Лаптева, Ангелина Владимировна Крыжко, биолог Нина Яковлевна Малюк.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 4 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

В начальных классах тогда работали Алевтина Петровна Мурашкина, Анна Васильевна Овчинникова. Таисия Дмитриевна вспоминает каким дружным был коллектив школы: не только вместе работали, но и собирались семьями.

В первые годы в школе были математические классы. В них преподавали Вера Николаевна Гребнева и Ангелина Владимировна Крыжко, она же была позднее первым учителем информатики в школе.

После того, как Александра Григорьевна перешла на работу секретарем горкома партии, директором назначили Веру Николаевну Гребневу. Когда говорят о ней, вспоминают, что она была требовательной, но очень внимательной и тактичной. Никто не помнит, чтоб она кого-то отчитывала, кричала. Лариса Сергеевна Кузнецова, которая пришла в 4 школу как раз в это время, отмечает, что в новой школе ей понравилось сочетание строгости и доброжелательности. Она не помнит, чтобы директор повышала голос. А если Вера Николаевна была недовольна, то было у нее любимое выражение: «Я начинаю ругаться маленьким язычком».

Вера Николаевна Гребнева — легенда нашего города. В 90-е годы она стала заведующей ГорОНО. Это были самые тяжелые годы, когда все рушилось, закрывались внешкольные заведения, детские сады. Ей удалось провести образование города через 90-е с наименьшими потерями.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0

Надо сказать, обо всех директорах школы учителя вспоминают с уважением, но, когда речь заходит о Лидии Александровне Перегримовой, чувствуется, что ее не только уважают, но и очень любят, говорят, что она была душой коллектива.

Человек очень мудрый, она понимала, как важна в школе теплая дружеская атмосфера. Потому считала важным, чтоб учителя не только вместе работали, но и отдыхали. Все учителя вспоминают, какие веселые в школе тогда были праздники, как дружно к ним готовились.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

Готовя тот или иной материал, я всегда особенно благодарна тем людям, которые умеют тепло и интересно рассказывать о коллегах. Мне очень понравилось, что Любовь Владимировна сумела найти особенные слова о каждом. Но она и сама одна из ярких фигур школы. Очень энергичная, она всегда почти бежит: то в 4 школу, то в свою, где учит детей по авторской программе. Говорит, что за два часа в неделю, которые отводятся на иностранный язык, невозможно качественно подготовить детей. Каждый год она выставляет целую команду на городскою олимпиаду по английскому языку. Участвуют дети разных возрастов, случалось, что пятиклассник выступал по программе 8 класса и занимал в области призовое место. Любовь Владимировна считает, что участие в олимпиадах — хорошая школа для детей: потом ее выпускники не боятся никаких состязаний. А еще она увлеченная путешественница во время отпуска обязательно едет то в Грузию, то по России, а в последние годы вместе с детьми ездила в Канаду, Англию, Францию и т.д.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 4 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D0%A4%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0

Любовь Владимировна рассказала и о Светлане Ивановне Зозуле, которая стала директором после отъезда в Россию Лидии Александровны. Человек творческий, Светлана Ивановна умела увидеть талант в людях и показать его. Например, она собрала стихи школьного поэта физрука Сергея Михайловича Кузьменкова, которые он сочинял для всех школьных праздников и через область добилась издания книжечки его произведений. А когда у кого-то из учителей был день рождения, в кабинете директора именинника ждал сюрприз. Светлана Ивановна старалась сделать подарок, который был бы не только приятен, но и полезен в работе.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0

О Галине Владимировне Шевелевой, теперешнем директоре школы, которая пришла на работу после окончания института и проработала здесь всю жизнь говорят как об очень добром человеке, который не только любит детей, но всегда призывает учителей поставить себя на место ребенка.

Когда пишешь о школе, невольно в первую обращаешь внимание на преподавателей основных предметов. Но, собирая материал о школе № 4, я особенно заинтересовалась физруками. Сначала узнала о Сергее Михайловиче Кузьменкове, школьном поэте, преподавателе физкультуры. Потом, поисках хоть какой-то фотографии Веры Николаевны Гребневой, я попала на страничку в Моем мире Михаила Иосифовича Брехта, как я узнала позднее, тоже физрука школы. Там была папка с десятками фотографий бывших и теперешних преподавателей школы. Прямо бесценная находка для человека, пишущего историю. Честно говоря, я собиралась о 4-й школе написать немного в дополнение к ролику. Но когда я увидела эти фото, да еще все подписанные, то сначала восхитилась человеком, собравшим их. А потом у меня проснулся азарт, и мне захотелось написать о школе и учителях подробнее.

Позднее мы пообщались по телефону с Лидией Самуиловной Плюйко, тоже учителем физкультуры. Вообще этот предмет был кошмаром моего детства: мне так и не удалось залезть по канату или прыгнуть через козла. Но у Лидии Самуиловны был мягкий голос с такими добрыми интонациями, что я подумала: будь у меня такая учительница, может, этот козел мне бы покорился?

Она пришла в школу в 1973 году и проработала учителем физкультуры 44 года. Имея высшее спортивное образование, Лидия Самуиловна могла бы сделать карьеру: ее очень настойчиво звали возглавить Детскую спортивную школу, но она отказалась и никогда об этом не пожалела.

О М. И. Брехте она вспоминала очень тепло. Михаил Иосифович пришел в школу еще студентом. Все годы они проработали очень дружно, а ведь жизнь была напряженная, постоянно ездили на соревнования то в Караганду, то в Алма-Ату. В 70-е годы возникли всесоюзные соревнования «Старты надежд». В них участвовали школьники средних и старших классов, причем это не сборная, а обязательно класс. Соревновались сначала в школе, потом в городе, области. Так можно дойти и до всесоюзных состязаний. Наши были не раз близки к победе, но только в 1986 году попали на финал, который проходил в знаменитом лагере «Орленок» на Черном море. Это был класс Галины Николаевны Шульгиной. Дети поехали туда на целую учебную четверть, от школы с ними был как раз Михаил Иосифович. Мне удалось связаться с ним, и вот некоторые из этих исторических фото!

%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82

Каждый учитель физкультуры привносил что- то свое. Побеждать в соревнованиях по волейболу, баскетболу стали, когда пришел Сергей Михайлович Кузьменков. Любовь Александровна Грищенко сначала проходила в школе практику, а потом ее взяли на постоянную работу. По специальности тренер художественной гимнастики, она к городским смотрам самодеятельности готовила великолепные спортивные композиции со сложными поддержками в движении. Такого больше не было ни у кого, не зря этот номер брали на городской смотр.

%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 4 %D1%84%D0%B8%D0%B7%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%B8

Михаил Иосифович давно живет в Германии. Но не зря Лидия Самуиловна сказала про него, что он очень хорошо умеет дружить. Он не только собрал фото учителей школы, которых жизнь разбросала по всему миру, но организовал группу в ватсапе, где они продолжают общаться. А если кто-то приезжал в Германию, в город Хайнсберг, семья Брехт радушно принимала земляка, о чем свидетельствуют фото на страничке Михаила Иосифовича.

10 лет назад я сделала ролик из старых фото, который назвала «Этот добрый уютный дом — школа-гимназия №4». Сейчас, более глубоко вникая в ее историю, я убеждаюсь, что то впечатление было верным. Я опять услышала много теплых слов о коллегах, сегодняшних и бывших, мне опять говорили, что в школе всегда было комфортно работать, поэтому отсюда никто не увольнялся, если только не уезжали из города. Хорошо, что есть такие добрые дома! Вот еще несколько школьных фото.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 %E2%84%964 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8

Через руки Анны Цезаревны Нароевской и Анны Васильевны Овчинниковой, настоящих звезд начальных классов прошли сотни малышей, а я знала их как очень творческих и интересных людей. На следующем фото за праздничным столом сидят легенды степногорского образования: Вера Владимировна Комарова, Ангелина Владимировна Крыжко, я знала географа Марию Ивановну Мирошниченко. В ее кабинете было столько всего интересного! Я завидовала ее коллекции камней. А рядом с Галиной Андреевной ЛаптинскойЛюдмила Ивановна Горнова. В далекие 60-е годы в киргизском городе Майли-Сае она, совсем молоденькая, вела у нас историю и географию. Людмила Ивановна уже тогда была прекрасной учительницей, я с удовольствием вспоминаю ее уроки до сих пор. Ирина Александровна Миллер — левее нижнее фото — не только была очень хорошим историком. При В. Н. Гребневой она была методистом в ГорОНО, учителя истории до сих пор вспоминают, как интересно проходили заседания методобъединения. На них не только выступали свои преподаватели — приглашали блестящих лекторов из Астаны и Кокчетава. Тогда учителя ездили на курсы в Алма-Ату, в Москву. И это тоже ее заслуга. О Любови Александровне Белевцовой я уже писала как о директоре 5 школы, а прежде она работала в школе №4. На последнем фото — математики Елена Михайловна Лазько, Елена Николаевна Титова и Лариса Сергеевна Кузнецова, которая больше 25 лет преподавала в школе литературу. И напоследок еще одно общее фото, где много-много знакомых лиц.

%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 4 %D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0 %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 1995

Валентина Васильевна Хорошилова поделилась своими воспоминаниями в комментариях, но я их решила вставить в текст. Вот что она пишет.

Немного дополню об учителях, работающих в 80-90 годы. Это преподаватели русского языка и литературы: Иванова Ирина Ивановна прекраснейший учитель, знаток литературы,какие литературные гостиные устраивала она! Интеллигентнейшая, обаятельная Зоя Алексеевна Аносова. Ее невозможно представить без улыбки. никогда не повышала голос и при этом ее ученики прекрасно знали предмет! Сдержанная, справедливая Галина Петровна Саманчук, умница, любимица своих подопечных Багаева Галина Ивановна! А неравнодушные учителя химии, стремящиеся новинки в методике применять на своих уроках: Базуева Виктория Яковлевна и Глухих Людмила Афанасьевна. А сколько было турпоездок со своими учениками по всему СССР! Добрым словом вспоминаю скромную. отзывчивую и очень трудолюбивую учительницу физики Анну Николаевну Агапову. Не могу забыть веселую. энергичную Наталью Степановну Третьякову — прекрасно владеющую английским, ее ученики блистали на олимпиадах!

%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA %D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0 4 %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

Добрым словом вспоминаю неравнодушную, готовую помочь и словом, и делом нашего библиотекаря Ольгу Ивановну Козину.

А сколько прекрасных учителей работали в начальной школе: Валентина Васильевна Кузовлева, Мария Ивановна Артамонова, Раиса Федоровна Чакилева, Галина Павловна Быкова и, конечно, прекрасная Галина Петровна Мартынюк. Вспоминаю, чтобы успокоить после шумной перемены своих учеников, она начинала урок очень тихим голосом и сразу все затихали (этот прием и я часто применяла — действовало). Свой прекрасный коллектив помню. хотя и прошло 27 лет, как я уехала.

А вот в комментариях о Глухих Л. А.: «Я всегда с благодарностью вспоминаю Людмилу Афанасьевну! она всегда к нам ученикам относилась с такой любовью и уважением, что химию учила, лишь бы ей приятно сделать….всё таки учителя очень сильно влияют на формирование нашего мировоззрения…её мудрые слова до сих пор помню! Спасибо ей огромное. »*( Н. Котельникова).

Я понимаю, что в небольшой публикации написала не обо всем и не обо всех, поэтому если вы захотите дополнить мой рассказ, поделиться воспоминаниями о школьной жизни, о коллегах, любимых учителях, можно писать в комментариях к посту или в социальных сетях.

Источник

Гу «Школа-гимназия №4 им. Л. Н. Толстого» г. Степногорска директор школы Г. Шевелёва Адрес Интернет-ресурса

Название Гу «Школа-гимназия №4 им. Л. Н. Толстого» г. Степногорска директор школы Г. Шевелёва Адрес Интернет-ресурса
Дата 24.05.2013
Размер 309.55 Kb.
Тип Документы
скачать >>>
1. /Система работы ШГь4.doc Гу «Школа-гимназия №4 им. Л. Н. Толстого» г. Степногорска директор школы Г. Шевелёва Адрес Интернет-ресурса

1 html 74c3a9e7

1 html m3c1c5e2d 1 html 1b5b536Школа, устремлённая

1 html m3b00fbad

ГУ «Школа-гимназия № 4

им. Л.Н.Толстого» г.Степногорска

директор школы Г.Шевелёва

Контактные телефоны: (8-716-45) 6-28-07,

1 html m50148ce3

В настоящее время идёт становление новой системы образования,

ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования

по всей стране на уровне мировых стандартов.

В современном обществе неуклонно возрастает значение образования. В рыночных условиях становится очевидным, что высокое качество жизни обеспечивается качеством образования, гарантирующим человеку конкурентоспособность и успешную адаптацию к деятельности в меняющихся условиях труда и производства. При этом основой стабильности и способности личности к самореализации становится качественное образование. От состояния образовательной системы, её возможности удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах зависят перспективы общественного развития. (Слайд 2)

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы определила основной целью модернизации казахстанского образования «повышение конкурентоспособности образования для всех».

Школа – общественно-образовательная система, призванная удовлетворять запросы государства в той же мере, как и личности.

Сегодня образование необходимо рассматривать как создание человеческого капитала, важной составляющей которого является интеллектуальный потенциал. Если учитывать возрастание роли человеческого капитала в экономическом и научно – техническом развитии, то не трудно увидеть, что образование становится главной движущей силой развития современного общества. Образование – это производство активных знаний, обеспечивающих ускорение общественного развития во всех его направлениях. От развития образования зависит развитие общества. Поэтому образованию отводится сегодня ключевое место. И не случайно в своем Послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев подчеркнул, что «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности».

II. Общая характеристика школы (Слайд 3)

Школа-гимназия № 4 им. Л.Н. Толстого образована в 1993 году на базе общеобразовательной средней школы №4.

Государственное учреждение «Школа-гимназия №4 имени Л.Н.Толстого Степногорского городского отдела образования» является некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», другими нормативными актами и Уставом школы (от 05.07.2006 №99-1902-16 ММ). Учредителем государственного учреждения является государство в лице акимата г.Степногорска (лицензия серия АВ № 0062682 выдана Акиматом города Степногорска 17 января 2007 года, Свидетельство о государственной перерегистрации юридического лица № 99-1902-16-ГУ серия В № 0288113 выдано Управлением юстиции города Степногорска 05 июля 2006 года). Органом государственного управления государственным учреждением, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, является Степногорский городской отдел образования.

1.Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).

2.Идея построения школы как открытого информационного пространства.

3.Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

4.Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5.Идея медико – социально – педагогического сопровождения учащихся.

6.Идея универсального образования на основе БМС.

Количество учащихся за последние 5 лет относительно постоянно.

Набор учащихся в гимназию осуществляется из всех микрорайонов города. В школе обучаются дети разных национальностей, из разных социальных слоев населения.

1 html 2a805a0c

Социальная и образовательная среда гимназии достаточно благоприятная. Социокультурный заказ родителей формируется как заказ на подготовку учащихся, готовых к продолжению образования в высших учебных заведениях, ориентированных на самообразование и саморазвитие. Инновационное продвижение связано не с радикальным обновлением учебных программ, а с использованием инновационных методов и технологических приемов обучения, приобщением учеников к проектной деятельности.

III. Эффективность управления и качество организации учебно-воспитательного процесса

Эффективность управления школой в значительной мере зависит от целостности организационной деятельности. Общее управление учреждением осуществляет городской отдел образования, на основе принципов демократии, гласности, открытости и самоуправления. Коллектив школы решает свои задачи при взаимодействии с родителями.

Общее руководство государственным учреждением осуществляется Советом Школы, сформированным из представительства родителей, учащихся и сотрудников школы, представителей общественных организаций, заинтересованных в сотрудничестве со школой и в ее развитии.

Методическое руководство деятельностью государственного учреждения осуществляет Педагогический Совет.

Участниками образовательного процесса являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители учащихся. Права и обязанности учащихся регламентируются Уставом и правилами поведения для учащихся.

Миссия ГУ «Школа-гимназия № 4 им. Л.Н. Толстого» состоит в подготовке образованных, способных к дальнейшему совершенствованию и адаптации к изменениям социально-экономических условий учащихся; в формировании активной жизненной позиции, культуры здоровья; в предоставлении сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей обучаемых.

Императивами обучения в гимназии являются гуманизация, гуманитаризация и универсализация содержания образования. Цели и задачи гимназии составляют системообразующую основу структуры учебно-воспитательного процесса. При этом основной целью является создание необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Программа развития гимназии направлена на повышение качества образования посредством проведения мониторинга образовательного процесса, информатизации обучения, развития системы блочно-модульного обучения, поддержки одарённых и мотивированных к обучению детей, создания условий для углубленного изучения отдельных предметов, раннего изучения английского языка, развития полиязычия, воспитательной системы на основе преемственности всех ступеней школы; обязательного повышения уровня профессиональной компетенции учителей и стремления к профессиональному развитию.

Накопив определённый опыт деятельности, проанализировав результаты, обратившись к опыту других школ нашей Республики, коллектив гимназии считает возможным начать в перспективе экспериментальную деятельность по переходу к качественно новому шагу – созданию универсальной гимназии. Стратегическими целями являются: разработка и апробация универсального содержания гимназического образования, подготовка программных и учебно-методических материалов, обеспечивающих универсальность образования, технологизацию процесса обучения, развитие ключевых компетенций учащихся на основе интеграции и универсализации. Контингент школы состоит из учащихся, стремящихся к получению полного среднего образования необходимого для продолжения обучения в ВУЗах и колледжах.

IV. Информатизация школы

Современный учебный процесс невозможен без соответствующей материально-технической базы.

Принятие в 1997 году Государственной программы информатизации системы среднего образования стало началом процесса информатизации всей системы в государственном масштабе. В настоящее время в школе активно внедряются информационно-коммуникационные технологии, направленные на организацию самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, что отвечает современным требованиям формирования конкурентоспособной личности. В настоящее время в образовательном процессе используются 37 компьютеров. Численность учащихся в расчёте на 1 компьютер составляет 7,8. Два компьютерных класса имеют локальную сеть и выход в интернет. Тип подключения к сети Интернет – ADSL, Dial-Up. Внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется через самостоятельный предмет «Информатика» с 7 по 11 класс, через факультативный курс «Основы информатики» с 3 по 6 класс и через другие предметные области знаний. С 7 по 11 класс доступ учащихся к сети Интернет составляет 100%. (Слайд 2 5)

Школа имеет: электронную почту gimn 4@inbox.ru; школьный сайт http://sc0004.stepnogorsk.akmoedu.kz/. Школьный сайт имеет следующие странички:

С 2001 года в школе работает кружок «Юный корреспондент» и выпускается школьная газета. Ежегодно в кружке занимаются от 10 до 15 ребят. За 10 лет через «школу» юных корреспондентов прошло более 100 человек, выпущено 89 номеров школьной газеты, тираж которой составляет 50 экземпляров. Руководит кружком библиотекарь высшей категории Миславская В.Н.

С 2007 года библиотека работает рамках программы внедрения ИКТ в деятельность библиотеки. За это время в библиотеку были приобретены 2 компьютера, лазерный и цветной принтер, сканер, ксерокс. Библиотека подключена к Интернету. Сформирован медиафонд.

В работу внедрена АИБС «MARC-SQL» для школьных библиотек.

В школьной библиотеке имеется необходимая научная и учебно-методическая литература, необходимая для творческой и исследовательской деятельности учащихся, приобретаются справочники, энциклопедии, электронные учебники. (Слайд 28)

Обеспеченность учебниками учащихся доведена до 100%. Согласно Постановлению Правительства №173, в первую очередь учебниками на бесплатной основе обеспечиваются учащиеся из малообеспеченных семей, дети-сироты, дети из многодетных семей. Обеспеченность учащихся данной категории составляет 100%.

С 2011-2012 уч.года библиотека и методкабинет модернизированы в единый информационно-методический центр.

V. Кадровые ресурсы

Методическая работа является основным видом управленческой и образовательной деятельности, целью которой является оказание действенной помощи учителям и кл.руководителям в улучшении организации обучения и воспитания, обобщения и внедрения ППО,повышение теоретического уровня и педагогической квалификации учителей и руководства гимназии.

Для управления работой в гимназии создана такая модель методической службы(МС), которая обеспечивает реализацию поставленных задач. Главным центром, координирующим всю МР, является методический совет, Методический совет координирует работу экспериментальной и инновационной деятельности, работу школьных методических объединений, а также работу школьного экспертного совета, и является главным консультативным органом гимназии по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. Методическая работа в школе эффективна, последовательна, организована как целостная система.

На заседаниях МС выносятся важные вопрросы, связанные как с инновационной, экспериментальной деятельностью, так и с управлением образовательным процессом, вырабатываются конкретные решения, предложения по их реализации.

Ключевой фигурой в системе образования был и остаётся педагог – компетентный специалист, социально зрелая, творческая личность, способная и стремящаяся к профессиональному росту. И именно профессиональная компетентность педагогов определяет качество организации учебно-воспитательного процесса и интеллектуальное, личностное, нравственное развитие молодого поколения.

В школе-гимназии №4 имени Л.Н.Толстого работает 44 педагога. Из них: с высшим образованием – 35, с незаконченным высшим – 2, со средним специальным – 7.

В 2011-2012 учебном году доля педагогов со стажем работы до 8 лет составляет 15,9%, от 9 до 20 лет – 22,7%, а свыше 20 лет – 61,4%.

Одним из показателей профессионального уровня учителя является его квалификационная категория. 16 педагогов, имеют высшую категорию, 19 – первую, 8 – вторую, 1- без категории.

Доля учителей и руководителей школы-гимназии, прошедших курсы повышения квалификации в 1 полугодии 2011 года, составляет 56,8%.

Из 44 человек, работающих в школе-гимназии №4, – 3 педагога имеют звание «Отличник образования РК», что составляет 7,1%.

Педагоги школы ежегодно принимают участие в различных конкурсах профессионального мастерства.

1 html m1b2b60dd

Увеличение роста педагогов, участников конкурсов профессионального мастерства и победителей конкурсов говорит о заинтересованности, компетенции и компетентности учителей школы-гимназии №4.

Использование инновационных образовательных технологий и методик преподавания различных дисциплин позволяет значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

1 html 2b1da8de

В школе существует система поощрения педагогов, активно участвующих в образовательном процессе, повышающих уровень педагогического мастерства.

Значительно повысилось количество педагогов, работающих по новым технологиям в 2011 году, по сравнению с 2008 годом – 17,8%, а активное использование компьютера в учебном процессе и овладение работой на интерактивной доске выросло на 26,5%.

Профессиональный рост педагогов, высокий профессионализм, творчество – это обмен опытом через методические журналы, газеты, сборники. (Слайд 37)

1 html m65c437f3

VI. Результаты образовательной деятельности

Результаты функционирования системы образования характеризуются качеством образовательных достижений обучающихся и выпускников всех уровней образования, степенью их трудоустройства.

1 html 4a454e55

В течение 5 лет учащиеся школы-гимназии показывают высокое качество знаний при стопроцентной успеваемости. (Слайд 39)

1 html 6115a119

Одним из показателей качества образовательных достижений учащихся является доля выпускников, оканчивающих школу с отличными результатами, со знаком «Алтын белг і » и аттестатом с отличием.

Доля отличников за предпоследние два года стабильна и составляет 10,7%. За последние 5 лет 7 выпускников 11 классов окончили школу со знаком «Алтын белг і », 2 выпускника получили аттестат с отличием.

Проблема технологизации УВП решается через планирование работы над темами гимназии, через ППО, ВШК, диагностику, мониторинг, применение ИКТ-технологий на уроках учителей.

Внутришкольный контроль носит системный характер. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам уровня ЗУН, включая в себя проверку и оценку количественного сопоставления полученных результатов, определение качественных особенностей обучения учащихся.

План ВШК. составляется с целью установления соответствия функционирования и развития пед.процесса требованиям ГОСО с выходом на причинно-следственные связи.

В соответствии с Положением об областной системе образовательного мониторинга,утвержденный приказом Департамента образования Акмолинской области № 218А от 07.05.2007 г, с приказом управления образования Акмолинской области от 09.12-2009 г. № 532 «Об утверждении графика проведения обследований и подготовки публикаций на 2009/2010 уч.г. и приказа ОО г. Степногорска от 18.12.2010 года № 28 в 2010/2011 уч.году продолжается внедрение системы оценки качества образования в самостоятельной форме.

С целью оценки качества знаний учащихся используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ) и промежуточного государственного контроля (ПГК).

По итогам ЕНТ ученики школы-гимназии набирают высокий средний балл, третий год занимая первое место среди городских школ. В 2009-2010 уч.году школа занимала 14 место в областном рейтинге, в 2010-2011 уч.году – 8 место.

Р1 html m60361d88исунок . Средний балл по итогам ЕНТ (5 предметов)

Все выпускники набрали по итогам ЕНТ набрали пороговый балл.

1 html m16a83bb0Рисунок. Средний балл по итогам ЕНТ (в разрезе предметов)

Рисунок. Средний балл по итогам ПГК, 9 класс

1 html 452aedcd

По итогам ПГК учащиеся 9-х классов школы-гимназии показали рост качества знаний. Средний балл увеличился с 57,4 в 2007-2008 учебном году до 76,8 в 2010-2011 учебном году. Рост качества знаний наблюдается и в разрезе предметов.

Относительно стабильное качество знаний показали и учащиеся 4-х классов, несмотря на незначительное снижение среднего балла на 0,1. Учащихся, не набравших пороговый балл, нет.

Рисунок . Средний балл по итогам ПГК, 4 класс

1 html 56bd9a09

Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений в школе.

Согласно Закона РК «Об образовании», ГСО, Положения о гимназии, Типовых учебных планов общеобразовательного учебного заведения с русским языком обучения составлен РУП школы на 2010-2011 учебный год, одним из разделов которого является организация работы по программе «Одаренные дети», целью которой является создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства.

Основные мероприятия программы:

— разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

— организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

— приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

— приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

— подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

— проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

В школе открыто 4 предпрофильных и 3 профильных класса общественно-гуманитарного и естественно-научного направления.

Учащиеся школы-гимназии ежегодно принимают участие в олимпиадах по основам наук.

1 html m6c7129bc

В течение года проводятся игры-конкурсы, позволяющие учащимся проявить свои интеллектуальные способности.

Таблица. Количество призеров международных конкурсов за 3 года.

Название конкурса 2008-2009 уч.год 2009-2010 уч.год 2010-2011 уч.год
Кол-во призеров Кол-во призеров Кол-во призеров
«Акбота» 2 20 16
«Русский медвежонок» 3 10 5
«Золотое руно» 0 4 7
«Кенгуру-математика для всех» 4 2 5
«Кенгуру-лингвист» 1 2 3

Учащиеся школы, посвященные в члены ШНОУ, имеют удостоверения. Работа научного общества ведется по отдельному плану. Проводятся школьные НПК, на которых проходит предварительная защита научных проектов. Даются рекомендации по устранению недочетов в работах, определяются направления деятельности.

Вид НПК 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Городская 4/1серт. 6 6
Областная 2 1 1
Республиканская 1 (4 место)

Работа Горчаковой К. 11 «Б» класс по физике (руководитель Стоян М.Ф.), занявшая 2 место на областной НПК, международной НПК в Саратове удостоена сертификата.

Уже стало традицией школьного НОУ выходить за пределы школы и принимать участие в НПК колледжей нашего города. Результаты:

2011-2012 учебный год:

2 проекта приняли участие в областной НПК, проходившей в академии «Кокше». Результат: 2 и 3 места руководители.

2 проекта приняли участие в региональной НПК, посвященной 300-летию Абылай хана, проходившей в СГК. Результат: 2 сертификата

В НПК младших школьников «Зерде» из 4 работ 2 проекта заняли 1 место и 1 проект – 2 место.

Лауреатами Республиканского конкурса эссе «Энергия будущего», посвященного проведению международной выставки «ЭКСПО-2017» в г.Астана стали Туполева С. 10 класс и Лавлинский С. 8 класс.

Призеры олимпиад и НПК награждаются почетными грамотами и ценными подарками, значками с логотипом школы.

VII. Самоуправление в школе-гимназии

Одним из важных элементов образовательной среды является самоуправление школьников. Развитие системы ученического самоуправления имеет несколько основных целей.

Во-первых, создание благоприятного психологического микроклимата. Работа школьного самоуправления позволяет учитывать мнение учащихся при планировании работы гимназии. Обсуждение важнейших вопросов школьной жизни в его структурах дает возможность решать проблемные ситуации, развивает самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы. Во-вторых, школьное самоуправление учит принимать ответственные решения, воспитывает лидерские качества, т.е. способствует успешной социализации школьников. В-третьих, оно дает возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Учителя получают возможность решать многие вопросы жизни класса и школы более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.

Ученическое самоуправление в гимназии организовано следующим образом. (Слайд )

Члены ДО «Зергер» принимают активное участие в школьных соревнованиях, конкурсах, КВН. Участвуют во всех городских мероприятиях, занимая призовые места.

Особое внимание в школе-гимназии уделяется работе по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся. Ежегодно проводятся мероприятия по правовому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни. Еженедельно в классах проводятся классные часы, деловые игры, диспуты, акции, круглые столы, затрагивающие различные воспитательные и познавательные темы. Для бесед со старшеклассниками приглашаются представители ПДН, прокуратуры, участковые инспектора, фельдшер-нарколог. Вопросы профилактики преступлений и правонарушений рассматриваются на административных совещаниях, ПС, ШМО классных руководителей, на родительских собраниях. В школе постоянно осуществляется контроль посещения занятий. Ведется работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, деятельность на закреплённой за школой территории по выявлению детей, не посещающих школу, правовое просвещение подростков и их родителей.

Целью, стоящей перед ШГ№4, как и перед каждым учебным заведением повышенного уровня, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, а следовательно, и повышение его авторитета, укрепление статуса, стабилизация его будущего, подготовка выпускников к дальнейшей взрослой жизни. Главным фактором конкурентного преимущества образовательного учреждения мы считаем качество образования, оно способствует трудоустройству будущего выпускника, его самоопределению в профессии.

Гимназия традиционно рассматривалась как ступень к университетскому образованию, а значит должна давать универсальные знания. Как следствие – особые формы и методы работы, особый стиль отношений педагогов и учащихся, недаром древние мудрецы говорили: «Если вы заглядываете на год вперед – сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет – сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь – воспитайте человека, воспитайте личность».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *