Меню

шостакович прелюдия номер пять

Шостакович прелюдия номер пять

Прелюдии Шостаковича

117

Фортепианное творчество Дмитрия Шостаковича – это безграничный океан великолепной профессиональной музыки. В его композициях можно услышать как необычные современные решения, так и классические модели. Циклы прелюдий op. 2, 34 и 87 создают особый золотой фонд фортепианных миниатюр.

Историю создания Прелюдий Шостаковича, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Фортепианные прелюдии op.2 Дмитрий Шостакович написал в 14 лет, в 1920 году. Тогда вместе в товарищами-музыкантами Георгием Клеменцем и Павлом Фельдтом они решили сочинить цикл из 24 прелюдий и фуг. Природная одаренность к композиции позволила Дмитрию быстрее всех создать собственный миницикл, состоящий из 8 прелюдий, пять из которых он сочинил специально, а три были написаны ранее. Так как композитор всегда критически относился к собственному творчеству, то не пожелал публиковать прелюдии.

Чудом произведения были отданы на хранение однокурснику Шостаковича – Гаврилу Юдину. Лишь спустя 40 лет композиции были опубликованы с посвящениями:

Таинственная Н.К. расшифровывается, как Наташа Куба. В эту девочку молодой Шостакович был влюблён, поэтому и посвятил ей собственные композиции.

Спустя практически 12 лет композитор решил осуществить давний замысел – создать современный ХТК . Теперь он подошел крайне ответственно и серьезно к поставленной задаче. Тем не менее, двадцать четыре прелюдии и фуги op. 34 были написаны Шостаковичем в кратчайшие сроки – всего за 2 месяца! В конце 1932 года он приступил к работе над циклом, и уже в конце января полностью закончил миниатюры. Появление цикла знаменуется началом нового периода жизни и творчества, связанного прежде всего с обновлением стиля и приемов.

119

В 1950 году весь мир культуры праздновал двухсотлетий юбилей со дня смерти великого Иоганна Себастьяна Баха . Наиболее знаменитые музыканты съезжались в немецкий городок, чтобы поучаствовать в конкурсе с исполнением музыкальных программ. В жюри конкурса был приглашён Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор также выступил с музыковедческим рефератом, в котором объяснял роль творчества Баха и делился со слушателями собственным отношением. Во время посещения музыкального фестиваля, композитор вновь вдохновился на создание столь масштабного сборника. Он открыто обсуждал возможность реализации с другими европейскими композиторами, но они весьма скептически отнеслись к задумке.

Сегодня прелюдии и фуги Дмитрий Шостаковича являются классикой XX века.

560 561

562 563

Интересные факты

Содержание

Восемь прелюдий op. 2

Раннее музыкальное творчество композитора – это прежде всего жизнеутверждающая музыка, наполненная светом и позитивом. Даже минорные композиции, такие как ля минорная и фа минорная прелюдии, обладают особой светлой атмосферой.

Первая композиция написана в тональности a-moll. Лёгкая, лирическая музыка имеет оттенок юмора и беззаботности. Каждый звук сверкает и переливается. Многогранность мелодического построения заставляет вслушиваться и полностью погружает в волшебный мир детства. Наивная и изящная композиция достойна внимания слушателя.

559

Яркий контраст создает ми минорное сочинение. Драматический характер и необычная гармония отличают произведение. Сложно подобрать эпитеты, чтобы описать красочность музыки. Многие сравнивают ее со временем, с его неумолимым бегом.

Прелюдия Соль мажор обладает ярким оркестровым звучанием. Ее эпический характер, мощь и суровость рисуют удивительные патриотичные образы.

Цикл из восьми прелюдий – это сборник маленьких музыкальных экспериментов, когда композитор еще только находился в поиске собственного индивидуального стиля.

24 прелюдии op. 34

Музыкальной галереей можно считать цикл из 24 прелюдий. Последовательно в квинтовом соотношении расположены прелюдии по принципу контраста. Именно в этом опусе можно проследить заметный композиторский рост.

Во многом можно проследить влияние композиторов романтиков, в том числе Фредерика Шопена и раннего творчества Скрябина . Цикл состоит из ярких контрастов: глубина и лаконичность, жизнерадостность и философская задумчивость, драматичность и юмористичность.

116

Цикл содержит 24 разноплановые композиции, которые создают сюжетное единство:

Музыка Шостаковича необычна тем, что она может менять собственное наполнение в зависимости от интерпретации исполнителя. Каждый человек может придумать собственные картинки, так как композиция не имеет программы.

Цикл 24 прелюдии и фуги

Цикл из 24 прелюдий и фуг Дмитрия Дмитриевича Шостаковича – это новое слово в искусстве сочинения полифонических произведений. На протяжении всего творческого пути композитор шел к осуществлению собственного замысла – показать возможности каждой тональности. Примечательно, что сам автор говорил о том, что по драматургии композиции не связаны между собой. Отдельное сочинение – это маленький мир с собственными коллизиями или их отсутствием.

Условно можно разделить все прелюдии и фуги на следующие группы:

Интересна для рассмотрения прелюдия Des-moll. Определить тональность практически невозможно, так как произведение наполнено хроматическими ходами.

Музыка Прелюдий Шостаковича в кинематографе

118

Прелюдии в фортепианном творчестве Шостаковича – это не просто миниатюры, это маленькие спектакли, в которых участвую разные действующие лица. Можно услышать трагедию или комедию, драму или кукольный спектакль – все зависит от настроения режиссера, который выбирает музыку. Надеемся, что статья была интересной для прочтения!

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Прелюдии Шостаковича

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *