Меню

тувинская правда газета свежий номер

Тувинская правда

НОВОСТИ / ЛЮДИ / СОБЫТИЯ

Для детей старше 12 лет (12+)

%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0 17 %D0%9D%D0%B0 %D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83 %D0%A1 %D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8E %D0%BA %D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B5 %D0%9C%D1%83%D1%80%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Собственные Дни рождения практически не отмечаю. Практически, потому, что совсем улизнуть от этого дела удается редко, хотя попыток не оставляю до сих пор. Достают даже не хлопоты по организации застолий (уж сейчас-то, с бесконечной сетью общепита…), но ритуальные застольные вопросы типа: «А сколько тебе, мать, стукнуло-то…?».

Однажды, убегая от совсем уж круглой даты, напросилась в двухдневную командировку в Бай-Тайгу с учеными Тувинского института сельского хозяйства СО РАН. Вот это был настоящий праздник – с хрюкающими яками на фоне заснеженных гор и ледяных родников. Но, как сказал один из героев легендарного фильма «Кавказская пленница», «путать государственную отару с собственной все-таки нельзя». Пусть и не юбилейный, пусть очередной, но День рождения старейшего печатного издания республики – это событие.

Но газета жива, пока у нее есть читатель. Сейчас все бросились к экранам – телевизионным, смартфонным… Даже книги читают, странички листают с электронных экранов. Пыталась и я. Не получилось. Но ведь холодный экран никогда не передаст теплоты авторской мысли и теплоты авторской руки! Не передаст и запаха типографской краски. Не услышишь того самого шороха страниц, не почувствуешь Книгу, Газету. Будет только информация. Может быть, кому-то и нужна только информация. Мне же нужна еще и душа. Скажете, что она есть только у человека? Ошибаетесь.

С любовью к газете

Галина МУРЫГИНА

Полностью подборку матриалов на эту тему читайте в субботнем номере газеты «Тувинская правда» от 24 июля 2021 года.

Источник

Тувинская правда

НОВОСТИ / ЛЮДИ / СОБЫТИЯ

Для детей старше 12 лет (12+)

%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0 16 %D0%94%D0%B0 %D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0 %D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F %D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F %D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE

Есть такое мнение. Да, была Народная революция в Туве!

Из воспоминаний С. Булчуна: «В 1918 году на заимке Торгалык тогда стояло тридцать белых казаков. Они относились к нам по-зверски. Ни за что, ни про что казаки расстреляли моих товарищей Биче-оола и Кара-Сембиля. Увидев такое зверство, мы решили бежать. Манчит-Хуурак убежал в верховья Чааты, а я, по глупости, пошел искать защиты у чиновника Шойдана из сумона Улуг-Тюлюш. Шойдан нанес мне по щекам сорок ударов и заставил работать в Шагонарской уртели».

Из воспоминаний К. Чамыяна: «Арат Согун-оол рассказывал, что был очевидцем, как казаки схватили 16 тувинцев, кочевавших на Бельдир – Кежии, Кызыл-Чыраа и Доргун-Бажы, искололи их штыками и, привязав к дереву, забили до смерти железной проволокой».

Из воспоминаний С. Кочетова: «Казаки, подогреваемые офицерьем, сжигали юрты, пороли аратов, насиловали их жен и дочерей».

В своих воспоминаниях ветераны рассказывали, как белые казаки-колчаковцы с остервенением пороли шомполами, зверски били плетями и прикладами русских крестьян Тувы. Антипина и его мать, Евсеенко, Артеменко и отца Абанина. На глазах жен и детей зверски избили Семена Митряшкина, Алексея Лукьянова, старика Кузьму Кочетова и многих других. Их иссеченные спины сыпали солью. От удара прикладом по голове у Лукьянова лопнула барабанная перепонка. Плетями измочалили всю спину.

Из воспоминаний В. Калинкина: «Террор, грабеж, аресты с последующей высылкой из Тувы вызывали негодование коренного населения к колчаковскому режиму. Среди тувинцев возникали повстанческие вооруженные группы».

Из воспоминаний Тюлюш Балгана: «На борьбу с белыми и феодалами поднялся наш маленький отряд из десяти человек. Командиром у нас был Адыг-Тюлюш Чульдум. После каждого налета на врага мы уходили в горы и там скрывались. Наш отряд рос изо дня в день. Наша борьба бесила белобандитов, укрепившихся в поселке Баян-Кол»|.

Из воспоминаний И.Г. Сафьянова: «В Оюнарском хошуне появляется отряд Кайгала-Тараачи, которого Турчаннинов в своих телеграммах называет «знаменитым разбойником».

Из воспоминаний С. Танова: «Чиновник Монгуш Делег-оол чалан предупредил полковника Мальцева о прибытии китайского отряда к Чаданскому монастырю. Бой между китайским отрядом и отрядом белых казаков продолжался в течение дня. К вечеру китайцы не выдержали бой и бежали обратно в Овюр, к своим товарищам. Чиновник Монгуш Делег-оол чалан, группа тувинцев и белые казаки, искали бежавших китайцев. Вскоре из Овюра ушел китайский отряд, то ли в Торгалыг, то ли в Улаан-Кум Монголии».

Из воспоминания С. Булчуна: «Весной 1919 года, в Даг-Ужу лагерем расположилась большая группа китайского отряда. Офицеры вели разгульную жизнь, насиловали женщин, грабили и убивали невинных людей. Группа аратов Улуг-Хема по договоренности со штабом подхребтинского партизанского отряда стала готовиться к нападению на китайских милитаристов. Весной 1921 года на Чапшанныг-Булуне собралось около восьмидесяти аратов. Решили выступить против ненавистного белокитайского отряда на рассвете. Мы разбились на две группы. Когда первая группа открыла огонь, противник бросил против нее все свои силы. Тогда вступила в бой вторая группа и обрушилась на врага с тыла. Бой был быстрый, беспощадный. Противник был разбит полностью».

Из воспоминаний В. Калинкина: «В помощь казачеству началась насильственная мобилизация русского населения в отряды дружинников. Отряды дружинников, по словам колчаковского ставленника Турчанинова, создавались якобы для защиты русского населения от монголов и тувинцев. На самом же деле колчаковцы имели цель использовать дружины для подавления, как русских, так и тувинских революционеров, посеять вражду между русскими и тувинцами. Насильно мобилизованные дружинники, не желая проливать кровь за чужие интересы, всячески уклонялись от несения службы и при первом удобном случае покидали заставы. Тем более что русский трудовой люд всегда жил с тувинцами в дружбе».

Из воспоминаний Т. Мокшина: «Русские трудовые крестьяне питали к тувинским аратам братские чувства, но их силой заставили быть дружинниками. Оставаться и дальше здесь – значить неминуемо подвергнуться нападению повстанцев. Самовольно покинул заставу – жди от казаков скорой расправы. Вскоре в Элегесте собрались бывшие дружинники из близлежащих поселков и решили образовать Подхребтинский повстанческий отряд. Командиром избрали Пупышева. Казаки и усинская белогвардейская полурота, составленная из зажиточных крестьян, стали быстро отступать под ударами тувинских повстанцев из Чадана и Хемчика в Белоцарск. Командиры нашего отряда решили встретить их на Усть Элегесте, но нас постигла неудача. Задержать и разбить белых не удалось. Когда же в Туву пришла партизанская армия Кравченко и Щетинкина, то многие из нашего отряда вступили в ее ряды и храбро сражались с врагами Советской власти».

Из воспоминаний С.К. Кочетова: «После ухода сибирской партизанской армии положение в Туве осложнилось. Отряд монгольских феодалов, нарушив свое обещание, данное Кравченко и Щетинкину, стал всячески притеснять трудовое население края. Отряд китайских милитаристов во главе с Ян Ши-чао стал главной силой оккупантов и беспощадно грабил, истязал, а нередко убивал как русских, так и тувинских жителей. В Туве бесчинствовали банды кулака Мелегина и купца Сафронова, корнета Шмакова и других».

Из воспоминаний С. Билчиира: «Командир монгольского отряда потребовал от Ажикая создать из аратов отряд для борьбы с партизанами Малого Енисея. В отряд было насильно мобилизовано более двухсот человек. Я стал уговаривать своих товарищей не воевать с красными партизанами – нашими защитниками и братьями. Пятьдесят аратов скрытно разъехались по домам. Остальные сопровождали монгольский отряд, но от участия в боевых действиях всячески уклонялись. Аратов, разбежавшихся по домам, Ажикай решил передать суду, но нас спасли вернувшиеся в Туву партизаны».

Из воспоминаний С.К. Кочетова: «В конце июля 1920 года отряд монгольских феодалов ушел из Тувы, не вступив в бой с партизанами. В Оттук-Таше китайские оккупанты и белогвардейцы окружили небольшой отряд красноармейцев и уполномоченного Сафьянова, прибывшего туда для мирных переговоров с Ян Ши-чао. Отряд, которым командовал тов. Старостин, нанес тысячной банде большой урон и вышел из окружения. Отряды усинских и малоенисейских партизан разбили на Каа-Хеме банду Сафронова и сильно потрепали бандитскую группу Мелегина. В Знаменевке и других поселках были восстановлены ревкомы. В Баян-Коле был захвачен штаб белого отряда, сам же Шмаков с группой бандитов бежал на Хемчик к Ян Ши-Чао. В мае 1921 года по приказу барона Унгерна в Туве появилась банда атамана Казанцева. Араты сообщили в партизанский штаб, что одна группа бандитов во главе с помощником атамана поручиком Поползухиным расположилась близ устья реки Тарлашкын, а другая группа под командованием самого Казанцева – на Хемчике. Партизаны наголову разбили врага. Попался в плен и сам Поползухин. Другую группу бандитов разбили хемчикские араты».

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в результате вооруженной борьбы аратов, феодальный строй Тувы сменился на демократический общественный строй. Когда вооруженная борьба завершилась без изменения общественного строя, ее называют – восстанием. Если, она завершилась изменением общественного строя, тогда ее называют – революцией. Следовательно, с 1917-го по 1921 года в Туве произошла народная революция. Революция называется народной, потому что организаторами, руководителями и участниками были люди из трудового народа. Причиной начала народной революции была бесчинства, творимые военными отрядами, нойонами, чиновниками, ламами и купцами.

Чиновники, напуганные повстанческим движением аратов, не смотря на свое большинство в Всетувинском хурале (съезде), были вынуждены выполнять их волю: объявили о создании суверенной независимой Республики с народной властью, отказались от власти, которая передавалось им по наследству, и от пыток, с помощью которых они властвовали над народом.

Валерий КУУЛАР,

заслуженный работник культуры РТ

«Тувинская правда» №15 от 24 апреля 2021 года.

Использованная литература: 1.Газета «Тувинская правда» от 25 июня 2019 года.

2.За свободу народа. Сборник воспоминаний красных партизан Тувы. Кызыл. 1957 г.

3.Хоочуннарнын чугаалары. (Ветераны рассказывают. Воспоминания). Кызыл 1985 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *