Меню

зачем проверяют телефоны в метро

Власти Москвы будут отслеживать горожан по смартфонам. Они узнают ваш обычный маршрут и даже немного больше

Мэрия Москвы выделила 155 млн рублей на систему отслеживания пассажиров городского транспорта через их же собственные смартфоны. У города появится сеть устройств, которые будут собирать информацию с гаджетов, а затем передавать в единый центр хранения данных. Разбираемся, что это за технология, какие именно данные она собирает и насколько это законно.

Что произошло

Первым на закупку 220 программно-аппаратных комплексов для новой системы слежения обратил внимание «Коммерсантъ». Согласно условиям тендера, в ближайшие полгода в Москве планируют установить специальную аппаратуру на остановках и уличных информационных стелах. Система будет собирать данные с телефонов прохожих, находящихся в радиусе 50 метров, и сможет формировать отчеты о передвижениях человека за день, неделю, месяц и год. В Центре организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы объясняют: это нужно для оптимизации транспортных потоков.

«Узнать подробную информацию о передвижении обладателей мобильных устройств можно через мобильных операторов, но их работа зарегулирована и информацию они дают не с привязкой к конкретной локации, а по крупным квадратам. Новая система, похоже, позволит мэрии самостоятельно, без запросов, узнавать подробную и релевантную информацию о передвижении пешеходов и пассажиров», — рассказал изданию источник, знакомый с проектами по цифровизации Москвы.

Как это работает

У каждого мобильного устройства есть так называемый MAC-адрес. Это уникальный код из букв и цифр. Он присваивается сетевому адаптеру, с помощью которого устройство присоединяется к сетям Wi-Fi или Bluetooth.

Когда смартфон с включенным Wi-Fi попадает в зону действия беспроводной точки доступа, он обязательно связывается с ней и передает MAC-адрес сетевой карты. Беспроводная точка доступа может передать собранные данные на предназначенные для этого серверы.

Скрыть эти данные практически невозможно, правда, некоторые гаджеты в состоянии использовать случайные MAC-адреса во время поиска Wi-Fi-точек (их доля оценивается в 30 % от всех устройств). Но от системы отслеживания это не защищает. Поэтому специалисты по безопасности советуют просто выключать Wi-Fi в телефоне, выходя из дома.

Так еще кто-то делает?

В ЦОДД утверждают, что подобная практика применяется в транспортных системах Сингапура, Лондона и Берлина.

Технология действительно не нова. В Лондоне ее впервые протестировали в конце 2016 года. Почти месяц оператор общественного транспорта Лондона Transport for London (TfL) следил за передвижением пассажиров метро с помощью смартфонов. Эксперимент охватил 54 станции подземки из 270.

В ходе исследования его авторы хотели понять, как ведут себя пассажиры внутри метрополитена. С помощью полученных результатов также намеревались подсчитать необходимое для каждой станции количество сотрудников и спланировать наиболее эффективные схемы эвакуации и определить другие важные параметры.

«»Синие воротнички» могут начать работу рано утром, офисные работники могут уйти ближе к 9 часам утра, а работники сферы обслуживания могут вернуться домой очень поздно ночью, объясняли в транспортной компании. Система расскажет, в какое время начинаются часы пик в разных частях города», — рассказывало об эксперименте издание Wired.com.

По итогам решено было запустить систему слежения за пассажирами по MAC-адресам на постоянной основе. 8 июля 2019 года система заработала на полную мощность. Группа компаний по защите конфиденциальности Big Brother Watch выразила обеспокоенность по поводу этой схемы. «Общественность должна быть полностью проинформирована о том, какие данные будут взяты с телефонов, когда и почему, и напомнить о способности граждан предотвратить это отслеживание, отключив свой Wi-Fi», — цитировало пресс-службу организации «Би-би-си».

Транспортный оператор уверял, что после сбора данные зашифровываются и обезличиваются. Однако в компании признали, что полностью анонимизировать их нельзя. Собранная информация может быть передана полиции и другим третьим лицам, пиcала Daily Mail в день запуска.

Когда это началось

Использовать эту технологию для получения данных стали еще в начале прошлого десятилетия. Американский ритейлер Nordstrom начал тестировать ее в своих магазинах осенью 2012 года, писал The New Yorker. Магазины хотели больше узнать о своих покупателях — сколько пришло, сколько вернулось, сколько времени клиенты провели в том или ином отделе. Примеру Nordstrom последовали другие розничные сети: Family Dollar, Cabela’s, Mothercare, Benetton, Warby Parker.

Внедрение новых маркетинговых технологий происходило на фоне откровений бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена о слежке государства за гражданами. Несмотря на уверения компаний, что данные собираются анонимно, пользователи были встревожены. Уже тогда магазины научились сопоставлять данные с Wi-Fi c номером телефона клиента, если он добровольно оставлял компании свои персональные данные. Это помогало отслеживать историю покупок и формировать для каждого покупателя индивидуальные предпочтения, фактически уравнивая офлайн-торговлю с проектами типа Amazone.

Сбор данных в метро

MAC-адреса собирают и операторы открытых сетей Wi-Fi, в том числе в России. В 2018 году жители мегаполисов начали обращать внимание на то, что в их телефонах появляется реклама кафе или магазина, мимо которого они недавно проходили. Оказалось, что технологию, позволяющую следить за пользователями и предлагать им подходящую рекламу, использует компания «Максима Телеком» — оператор Wi-Fi в метро Москвы и Петербурга, а также в аэропортах Шереметьево и Домодедово и «Аэроэкспрессе».

В мае 2018 года компания официально представила устройство MT_BOX, которое собирает данные об устройствах вблизи какой-либо объекта. Эти роутеры «Максима Телеком» начала продавать малому и среднему бизнесу. Оператор предлагал использовать их для таргетинга рекламы. В компании оценили объем своей базы в 28,5 млн пользователей.

«По каждому пользователю, которого засекает этот сенсор, мы полностью видим профиль: на какой станции метро он живет и работает, какой у него маршрут передвижения по нашей сети, какой спектр интересов, в какую соцдем-группу он попадает», — рассказывала топ-менеджер компании Татьяна Ковалевская.

Это вообще законно?

Сбор информации подобным образом не является незаконным. Ведь речь о передаче персональных данных не идет. Именно поэтому в 2012 году идея Центробанка РФ обязать банки запрашивать и хранить IP- и MAC-адреса клиентов вызвала резонанс в финансовом сообществе. Регулятор считал, что эта мера поможет в борьбе с мошенниками и отмыванием средств. Однако идея не нашла понимания у банкиров. Цифровые адреса «не носят характер индивидуальных и присущих исключительно одному лицу, поскольку данная информация является исключительно технологической и предназначена для предоставления провайдерами услуг доступа к сети Интернет через конкретное электронное устройство», — говорилось в письме Национального платежного совета главе Центробанка.

Тем не менее отслеживание MAC-адресов, как и любая другая попытка слежки, пугает многих пользователей, признавался «Медузе» директор интернет-бизнеса «Максима Телеком» Артём Пуликов. Неназванные представители той же компании рассказали изданию, что хоть и не без труда, но могут зайти в профиль конкретного устройства, а также, не раскрывая подробностей, сообщили, что к ним обращались из полиции в рамках расследований преступлений.

Источник

Дубликаты не найдены

Нахуй слать, это незаконно.

1572383518154254860

Вы были на волосок.

Чтобы проверить, не спизженный ли телефон.

А почему ты дефисами не пользуешься?

А кто такие «люди в форме»

Или железнодорожники, или сантехники. Так сразу и не понять по тексту

Немецкие? Наверное записали адрес, вечером зайдут.

В Москве открыли памятник врачам, борющимся с коронавирусом

1631906863256374970

m1466802 1130781442

Статотчетность ЗАГС Москвы, https://data.mos.ru/

Ни к чему не призываю, ни за что не агитирую. Думаю, что публикацию еще одного рекордного месячного показателя, за август, можно ждать после выборов, ну и сентябрьский потом, к ноябрю опубликуют, за период, когда всем пришлось вернуться вместе с детьми, ну и ещё день города и выборы в сентябре. Рекордный будет год.

1631484041184059893

m2497742 1908235860

Маску не надел? В подвал!

1629453837190256152

В Москве владелица палатки с шаурмой взяла в плен продавца шаурмы из-за несоблюдений мер по борьбе с коронавирусом. Когда в торговую точку женщины пришла проверка, проверяющий увидел продавца шаурмы без маски и выписал женщине штраф на сумму ₽300 тыс. После этого хозяйка заведения пыталась взыскать деньги с рабочего, но не смогла. В итоге она вместе со своим мужем заперла его в подвале, пока тот не выплатит штраф. Однако рабочий пробил стену из гипсокартона и сбежал.

1629453892166984350

m1985486 936146836

1573400888253350836

В России осенью разыграют призы по 100 тыс. рублей среди вакцинированных от коронавируса

1629272625198634447

Правительство России утвердило правила розыгрыша денежных призов среди вакцинированных от коронавируса. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин, сообщила в среду пресс-служба кабмина.

О выигрыше можно будет узнать на портале госуслуг. Кроме того, победителей проинформируют посредством push-уведомлений. Результаты лотереи будут опубликованы на ее официальном сайте бонусзаздоровье.рф и в СМИ.

m3150100 1768886382

1601283548288034742

В Москве отменили требование о переводе не менее 30% сотрудников на удаленку

Число новых госпитализаций уменьшилось более чем в 2 раза по сравнению с пиковым значениями второй половины июня. На сегодня в коронавирусных госпиталях занято менее 7 тыс. коек – минимальное количество с начала апреля.

1628838600158535567

1628838610162555068

Продолжается массовая вакцинация против COVID-19, число москвичей, получивших первый компонент вакцины, на этой неделе превысило 4,5 млн человек.

1628838692113457962

Начиная с сегодняшнего дня отменяется обязательное требование о переводе на дистанционный режим работы не менее 30% сотрудников предприятий и организаций, включая работников старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями.

В то же время работодателям рекомендуют и в дальнейшем сохранять «удаленку», если это возможно без ущерба для деятельности организаций.

Работодатели по-прежнему обязаны проводить термометрию работников перед началом рабочего дня и ни в коем случае не допускать на рабочие места сотрудников с признаками ОРВИ.

Отменяются все ограничения на посещение зоопарков, включая расположенные в них крытые павильоны.

Вместе с тем, многие профилактические меры пока остаются в силе. По-прежнему нужно соблюдать социальную дистанцию и масочный режим. Нельзя проводить массовые мероприятия. Сохраняются ограничения на посещение театров, концертов и кино.

Источник

Люди в сером. Что требует у пассажиров метро новая служба контролеров «Дозор»

Юлия Сунцова

В московском метрополитене – своя атмосфера. Бригады контролеров с нашивками «Дозор» ходят по вагонам, грубо принуждают пассажиров надевать маски и перчатки, интересуются документами и в случае конфликтных ситуаций сдают их сотрудникам полиции.

Люди в серых формах – действующие сотрудники ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы). В свои рейды они выходят совместно с правоохранительными органами. Помимо формы клерки снабжены нагрудными системами видеонаблюдения, планшетами и папками с бланками для составления протоколов.

У всех попутчиков в вагоне оказались маски – на себе или в сумках, поэтому бригада «Дозора» на следующей станции покинула вагон мирно и полиции никто передан не был. Но безмолвное недоумение читалось на лицах пассажиров: «еще одна наплодившаяся за счет наших налогов служба по сбору штрафов».

Но, судя по наводняющим соцсети видеозаписям, не все пассажиры готовы молча мириться с требованиями малознакомой службы «Дозор», которую они впервые видят.

Настоящая битва за гражданские права вспыхнула на этой неделе в вагоне московского метро из-за перчаток. Жертву «Дозора» поддержал весь вагон, в итоге люди в формах вынуждены были ретироваться на ближайшей станции.

Началось с того, что женщина-контролер попросила девушку-пассажирку надеть перчатки. Последняя отметила, что поведение сотрудницы изначально показалось ей агрессивным, поэтому она включила камеру на своем телефоне. Вместе с девушкой снимать происходящее стали еще несколько ближайших соседей-попутчиков. Жетон служащей «Дозора» был загражден нагрудной системой видеонаблюдения. Пассажирка попросила соотрудницу в форме представиться и предъявить документы. Контролерша сказала в ответ, что имеет право не показывать удостоверение. Огорчившись, что ее саму снимают за выполнением работы, проверяющая подошла к пассажирке вплотную и стала размахивать папкой перед лицом девушки, стараясь, таким образом, сбить ее телефон и помешать съемке.

О соблюдении социальной дистанции и смысле самого «Дозора», который должен как бы заботиться о снижении рисков распространения инфекции, все как будто забыли.

В противоположной стороне вагона взбунтовались еще одни женщина и мужчина, окружили сотрудницу и силой великого и могучего русского языка вытеснили ее наружу на ближайшей станции.

У этого видео в фэйсбуке более 3,2 тысяч лайков, 1,7 тыс перепостов и 1,5 тысячи комментариев.

Невольные свидетели сцены вспоминают европейские страны, где во время первой волны коронавируса на входах в метро и в общественный транспорт маски и перчатки раздавали гражданам бесплатно, и в целом было отдано предпочтение сострадающему и помогающему поведению со стороны государственных институтов. А не смогло государство обеспечить своих людей средствами индивидуальной защиты – то его проблемы, и требовать пусть тогда ничего не смеет.

В России маски и перчатки на тех же станциях метро стали продавать. Целая армия сотрудников метрополитена отправляла «забывчивых» пассажиров в эти киоски, а мэрия тем временем отчитывалась о рекордных суммах штрафов, собранных «за нарушение режима самоизоляции».

Около 100 тысяч пассажиров оштрафовано в Москве за езду в общественном транспорте без масок и перчаток за пять месяцев действия масочно-перчаточного режима. С 12 мая оформлено более 95,9 тыс. постановлений об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила почти 480 млн рублей, сообщается в сводке ТАСС от 13 октября 2020г.

Удовольствие проехаться без маски и перчаток в московском транспорте стоит 5 тысяч рублей (такой штраф предусмотрен для нарушителей). За день проводится более 100 рейдов – как в метро, так и в наземном транспорте.

Два дня «НИ» пытались связаться с пресс-службой ГКУ «Организатор перевозок». В итоге казенное учреждение отправило писать запрос в адрес вышестоящего Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы.

Но интересно другое. Перед ответом на звонок в эту службу включается автоответчик, и каждый звонящий вынужден слушать полутораминутное сообщение, посвященное, главным образом, порядку оплаты штрафов и обжалованию постановлений о правонарушенииях.

Коротко о главном, а точнее – о роли госучреждения «Организатор перевозок», как они сами это видят, как говорится…

В пресс-службе ГУП «Московский метрополитен» порекомендовали обращаться за комментариями по поводу поведения контролеров по адресу, а именно: в ГКУ «Организатор перевозок». Аргументы о том, что действия происходят именно на территории метрополитена и, скорее всего, люди в серых формах «Дозор» не неизвестные граждане, а, как минимум, состоящие со службой метрополитена в тесных рабочих взаимоотношениях, не убедили.

Но каковы границы полномочий у ГКУ «Организатор перевозок?

В целом, такие конфликты между гражданами, пассажирами с представителями городских служб возникают из-за некачественного органа административного управления. Может ли он эффективно контролировать соблюдение написанных норм? Ответ – перед нашими глазами.

Вдобавок ко всему, сами эти нормы плодятся и меняются каждый день, особенно в период эпидемии. Я как юрист каждый день открываю Указы мэра Москвы, потому что чуть ли не каждый день там появляются новые разъяснения – скорость их эволюции, конечно, не может не впечатлять даже людей опытных, добавляет он.

Для фиксации связанных с ограничительными мерами по COVID-19 нарушений органы власти субъектов РФ, каждый регион под себя, придумали свои статьи. В Москве ссылаются на ст.3.18.1 КоАП Москвы (Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы). А раз есть новый состав, то есть и новые полномочия, то нужны и новые контролеры.

«Новые Известия» направили запрос в ГКУ «Организатор перевозок» и в ГУП «Московский метрополитен». На момент публикации ответов не поступило.

Источник

«Я полицейский, который проверял всех у входа в метро» Погоня за бабушками, отсутствие инструкций и неработающие QR-коды

Вчера в Москве цифровые пропуска для проезда на общественном или личном транспорте стали обязательными. Проверять их начали у всех пассажиров на входе в метро, и это спровоцировало большие очереди. Днем мэр города Сергей Собянин написал, что «переговорил» с начальником ГУВД, чтобы толпы в метро не собирались. The Village узнал у сотрудника полиции, который занимался проверкой пропусков, как сейчас устроена эта система.

Все на улицу

Все показатели падают. Сейчас отчетный период, все квартал закрывают, а у нас вообще никто не работает по своим направлениям. Самые жесткие дела отрабатываются, на места выезжают следственно-оперативные группы, но из-за коронавируса все пробуксовывает. Следователи жалуются, что не могут ни экспертизу сделать, чтобы отдать дело в прокуратуру, ни в СИЗО человека допросить. Опера почти не работают, потому что они полнедели на патрулях.

Росгвардия для стариков

Все началось недели три назад. Тогда мы занимались анкетированием бабушек и дедушек старше 65 лет. Цель была благая: рассказать, что им опасно находиться на улице. Для отчетности мы заполняли анкеты — спрашивали у них фамилию, имя, отчество, место и дату рождения, причину нахождения на улице. Даже документы не смотрели — это же бабушки, все к ним вежливо относились. Но чтобы они не ходили по улицам, надо было их напугать. Некоторые начальники районных отделов просили рассказывать старикам, что им не дадут эту надбавку к пенсии, 4 тысячи рублей. Так говорили немногие, но сарафанным радио разошлось, и у пенсионеров сложилось мнение, что у них отнимут либо всю пенсию, либо эту надбавку.

Сейчас к нам добавили ОМОН и Росгвардию. Они выбивают анкеты у стариков

Дня через четыре бабушки реально перепугались. Я подходил к ним, а они в прямом смысле убегали. Один раз я встретил пожилую женщину возле магазина, хотел сказать ей, что надо сидеть дома, а она побежала. Я ускорял шаг — и она ускоряла бег. В итоге я остановился и дал ей уйти, чтобы она тут не откопытилась. Дедушки не называли имя, а вместо этого начинали рассказывать про свою жизнь. Сейчас к нам добавили ОМОН и Росгвардию. Они выбивают эти анкеты: человек в бронежилете вызывает больший страх. Но все равно стариков на улицах не стало меньше, как будто страх очень сладок для них.

Проверки отдыхающих

Спрашиваю ее причину нахождения на улице. Она отвечает: «Я бегаю». С таким наездом: «Что, б…ь, побегать уже нельзя?»

Но народу на улице очень много. До появления пропусков все говорили: я иду в магазин. В основном все с местной пропиской. Если ее нет, но объяснение хорошее (пошел в больницу, приехал пожить к брату), можно было напугать человека и отпустить. Помню только, что составлял протокол и отводил на опорный пункт девушку. Спрашиваю ее причину нахождения на улице. Она отвечает: «Я бегаю». С таким наездом типа: «Что, б…ь, побегать уже нельзя?» Ты ей объясняешь, что нельзя, но она продолжает вести себя неправильно; я чувствую, что ко мне относятся как к д….у, как будто я ничего не стою.

Таких протоколов было немного. За первое нарушение выписывают штраф в 4 тысячи рублей, за следующие — 5 тысяч. Мы также проверяли парки и скверы. Если человек там находится, ему автоматом полагается административка. Мы подходим, делаем скриншот с «Яндекс.Карт», фотографируем его на месте происшествия — и эти фотографии отправляются в группу разбора, где выписывают штраф.

Во всем этом есть неорганизованность: мы не понимаем, что мы делаем, чего от нас хотят. Людей, которых можно задержать, много, но у нас такой задачи нет. Мы звоним в дежурную часть — там тоже не понимают, что надо делать. Они знают, как оформить штраф, но не понимают, надо ли столько протоколов, хорошо это или плохо.

На входе в метро

Когда ввели цифровые пропуска, добавилась задача их проверять. Если у человека что-то не так, ты ему объясняешь, что надо сделать, иначе завтра другой полицейский оштрафует. Я давал понять: «Ты сейчас наткнешься на следующий пост, они имеют право оштрафовать тебя на 4 тысячи». Но есть куча активистов, которые говорят: это все незаконно. Я их отводил в сторонку и объяснял, что есть проблемы на уровне федеральной власти, но ты сделай код за десять минут, мы его проверим, и все будет нормально.

Нам выдали служебные телефоны — по одному на двоих. В них есть приложение — кажется, раньше через него можно было сообщать о нарушениях ПДД и получать за это бабки. Телефон также имеет доступ в браузер, который сразу перенаправляет на mos.ru. На сайте можно проверить пропуск по номеру, а в приложении — отсканировать QR-код. Мы стояли на входе одной из станций и проверяли всех подряд: документы, наличие пропуска, его действительность.

Методику этой проверки нам никто не давал. Я сам читаю новости мэрии, телеграм-каналы и знаю, что разрешено передвижение по району пешком без пропуска. Но 95 % сотрудников не в курсе, что происходит, они смотрят федеральные каналы. В МВД никто не разжевывает: тебя поставили — делай, но не будь слишком жестким. Ну, спасибо, я не буду жестким, не буду людей наказывать не пойми за что, когда я сам не понимаю, что делать.

Потом сайт тоже лег — ты не мог проверить действительность номера. Люди приходят, ты останавливаешь их и должен что-то изобразить

Я обычно спрашиваю, почему человек вышел из дома. 99 % людей говорят, что работают. Работников магазинов среди них меньшинство. Я чаще встречаю курьеров, много банковских работников, Мосгортранса. Иногда ты понимаешь, что они должны работать, но половина организаций не торгует чем-то важным.

На нашей станции было не так много пассажиров. Но в любой момент люди могли набиться так, что в очереди на проверку стояло человек 20–30. Мы всех проверяли, что-то рассказывали. Через несколько часов работы приложение перестало работать вообще. Мы начали вручную вводить 16 цифр каждого пропуска на сайт mos.ru. Потом сайт тоже лег — ты не мог проверить действительность номера. Люди приходят, ты останавливаешь их и должен что-то изобразить. Мы начали проверять пропуска на совпадение имени с паспортом. Но не все распечатали код с именем, некоторые получили его по СМС. В итоге некоторые пропуска было вообще невозможно проверить. Это шляпошная работа: ты стоишь — и ничего не работает.

Когда перестала работать система, я думал проверять коды со своего телефона, но ссылка недоступна для обычных устройств. Кроме того, приложение не считывает коды из Московской области — просто выдает ошибку. И вот человек стоит, у него есть все документы, даже справка с работы, которая для нас уже неактуальна, и ты такой: «Ты вроде молодец, но я не могу проверить тебя, ну иди».

Вчера мы оформили штрафы на несколько людей, которые не хотели идти на контакт, у них не было ни кода, ни паспорта. Мы объясняем, что без паспорта его можно задержать до выяснения личности. Рядом стоят граждане, ты не можешь сказать: «Ну ладно, иди отсюда чувак, а всех остальных мы посмотрим». Ты звонишь в дежурную часть, просишь составить протокол.

Заразные коллеги

При этом большинство сотрудников не знают, как выписывать штрафы. Среди них есть специалисты уголовного профиля, кадровики, финансисты — они раньше не работали с административкой. Это люди со стороны, которые н…я не понимают, что делать. Им говорят: пошел туда и ходи. Они пытаются все сделать правильно.

На службу мы обязаны надевать маски и перчатки. УСБ приезжает и контролирует это. Правда, перчаток и антисептиков нам не выдают, я беру свои. Масок дают по одной-две на смену, их все время не хватает. Сегодня я девять часов простоял в одной маске. Если я заразный, я могу заразить кучу людей. Если кто-то заразил меня, я заражаю всех остальных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *